Вот таблица с основными причинами заклинивания заднего моста МТЗ-80, способами диагностики и ремонта, а также другими возможными неисправностями:
Причина | Симптомы | Диагностика | Ремонт/Решение |
Недостаток/некачественное масло | Перегрев, шум, заклинивание | Проверить уровень и цвет масла (металлическая стружка, запах гари) | Долить/заменить масло, устранить утечки |
Разрушение подшипников | Гул, вибрация, люфт валов | Проверить люфт, шум при вращении | Заменить подшипники, отрегулировать затяжку |
Поломка шестерен ГП или дифференциала | Хруст, заклинивание, металлические осколки в масле | Визуальный осмотр после разборки | Заменить шестерни, проверить зацепление |
Деформация/поломка полуосей | Колесо не вращается, перекос | Снять полуось, проверить на искривление | Заменить полуось, проверить ступицу |
Попадание инородных предметов | Неравномерный шум, заедание | Разобрать мост, осмотреть полость | Удалить посторонние предметы, промыть |
Перегрев моста | Горячий корпус, дымление | Проверить нагрузку, уровень масла | Дать остыть, заменить масло |
Другие возможные неисправности заднего мостаНеисправность | Признаки | Решение |
Шум (гул) при движении | Гудение на высоких оборотах | Проверить подшипники, зацепление шестерен |
Течь масла | Масляные пятна под мостом | Заменить сальники, прокладки |
Вибрация задних колес | Дрожание на скорости | Проверить балансировку, полуоси |
Самопроизвольное торможение | Трактор "тянет" в сторону | Проверить тормозные механизмы, подшипники |
Люфт в редукторе | Стук при изменении нагрузки | Отрегулировать зацепление шестерен |
Профилактика поломок- Масло: Менять каждые 1000 моточасов (ТАД-17И или аналог).
- Герметичность: Проверять сальники, прокладки, сапун.
- Нагрузки: Избегать резких стартов с пробуксовкой.
- Регулировка: Своевременно проверять затяжку подшипников и шестерен.
Ремонт заднего моста МТЗ (на примере МТЗ-80/82)Задний мост тракторов МТЗ-80/82 состоит из главной передачи, дифференциала, конечных передач и тормозной системы. Его ремонт может потребоваться при износе шестерен, подшипников, сальников или при появлении течи масла.
1. Демонтаж заднего мостаПеред ремонтом необходимо снять задний мост с трактора:
Подготовка:
- Установить трактор на ровную площадку, затормозить.
- Слить масло из заднего моста (открутить сливную пробку).
- Отсоединить карданный вал от редуктора.
Отсоединение элементов:
- Снять колеса, тормозные шланги, рычаги управления.
- Открутить крепления заднего моста к раме.
- Аккуратно снять мост с трактора (желательно использовать подъемник).
2. Разборка заднего мостаПосле демонтажа приступаем к разборке:
2.1. Снятие главной передачи и дифференциала- Открутить болты крепления крышки редуктора.
- Извлечь ведущую шестерню (вместе с коническим подшипником).
- Снять корпус дифференциала, вынуть сателлиты и полуоси.
2.2. Разборка конечных передач- Снять крышки конечных передач.
- Выпрессовать полуоси.
- Извлечь шестерни и подшипники.
3. Диагностика и дефектовкаПроверить состояние деталей:
- Шестерни главной передачи – отсутствие сколов, задиров, критического износа зубьев.
- Подшипники – люфт, шум при вращении.
- Сальники – наличие течи.
- Полуоси – отсутствие деформации, износ шлицев.
- Корпус дифференциала – трещины, износ посадочных мест.
4. Замена изношенных деталей4.1. Замена подшипников- Выпрессовать старые подшипники (гидравлическим прессом или съемником).
- Установить новые, предварительно нагрев их до 80–100°C.
- Запрессовать с помощью оправки.
4.2. Замена сальников- Снять старые сальники (отверткой или съемником).
- Очистить посадочные места.
- Установить новые с использованием герметика.
4.3. Замена шестерен- Установить новую пару шестерен главной передачи (с обязательной регулировкой зацепления).
- Проверить боковой зазор (0,2–0,4 мм) и пятно контакта (по краске).
5. Сборка и регулировка5.1. Сборка дифференциала- Установить сателлиты и полуоси в корпус дифференциала.
- Затянуть болты крепления с моментом 100–120 Н·м.
5.2. Регулировка главной передачи- Установить ведущую шестерню, отрегулировать натяг подшипников (момент проворачивания 1–2 Н·м).
- Отрегулировать зацепление ведомой шестерни с помощью регулировочных шайб.
5.3. Сборка конечных передач- Установить шестерни и подшипники.
- Затянуть крышки с моментом 80–100 Н·м.
6. Установка заднего моста на трактор- Надеть мост на раму, закрепить болтами.
- Подключить карданный вал, тормозные шланги.
- Залить масло (ТАД-17 или аналог, ~12 л).
7. Проверка после ремонта- Запустить двигатель, проверить работу на разных передачах.
- Убедиться в отсутствии течи масла.
- Проверить температуру подшипников (не должно быть перегрева).
ЗаключениеРемонт заднего моста МТЗ требует внимательности при регулировке шестерен и подшипников. При правильной сборке ресурс моста увеличивается на десятки тысяч часов. Если нет опыта, лучше доверить работу нашим специалистам.