ремонт-мтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Ремонт ВОМ на мтз 1221

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Руководство по ремонту вала отбора мощности (ВОМ) на тракторе МТЗ-1221


Вал отбора мощности (ВОМ) на тракторе МТЗ-1221 (с двигателем Д-260) предназначен для привода навесного оборудования (косилок, пресс-подборщиков и т.д.). Он может быть задним или передним, с независимым (540 или 1000 об/мин) или синхронным (4,18 об/м пути) приводом. Ремонт ВОМ может потребоваться при утечках масла, шумах, рывках, заедании рычага управления или неравномерном вращении. Ниже приведено пошаговое руководство по ремонту заднего ВОМ, так как он наиболее распространён.

1. Устройство заднего ВОМ МТЗ-1221

Расположение:
В корпусе заднего моста.
Основные элементы:
  • Планетарный редуктор: коронная шестерня, сателлиты, солнечная шестерня, водило.
  • Вал ВОМ с хвостовиком (8 или 21 шлиц).
  • Ленточные тормоза (или дисковые муфты в моделях 1221.5, 1221.6).
  • Гидроцилиндр управления.
  • Муфта переключения привода (независимый/синхронный).
Привод:
  • Независимый: от опорного диска сцепления через двухскоростной редуктор и внутренний вал КПП.
  • Синхронный: от шестерни КПП (рекомендуется использовать на скорости до 8 км/ч).

2. Диагностика неисправностей
Перед ремонтом определите проблему:
Утечка масла:
  • Причина: Износ сальников, манжет, прокладок.
  • Симптомы: Подтёки масла из-под хвостовика или крышки ВОМ.
Шум, стук:
  • Причина: Износ шестерён, подшипников, сателлитов.
  • Симптомы: Гул при работе ВОМ, усиливающийся под нагрузкой.
Рывки или неравномерное вращение:
  • Причина: Износ ленточных тормозов, муфты, неправильная регулировка.
  • Симптомы: ВОМ работает нестабильно, "буксует".
Заедание рычага управления:
  • Причина: Износ механизма усиления (стакан пружины), кулачковой муфты.
  • Симптомы: Рычаг туго переключается между режимами.
ВОМ не включается/выключается:
  • Причина: Поломка гидроцилиндра, износ тормозных лент.
  • Симптомы: Хвостовик не вращается или продолжает вращаться после выключения.

3. Подготовка к ремонту

Инструменты:
  • Набор ключей (10, 13, 17, 19, 24 мм).
  • Съёмники (для подшипников, вала).
  • Молоток, выгонки.
  • Штангенциркуль (для измерения зазоров).
  • Ветошь, дизельное топливо (для промывки).
  • Динамометрический ключ.
  • Шприц для смазки (Литол-24).

Запчасти:
  • Сальники
  • Тормозные ленты
  • Подшипники
  • Прокладки
  • Шестерни
  • Масло ТАп-15В

Подготовка:
  1. Установите трактор на ровной площадке, зафиксируйте ручным тормозом, подложите упоры под колёса.
  2. Отключите аккумулятор (снимите клеммы, ключ на 13 мм).
  3. Слейте масло из заднего моста (сливная пробка, ключ на 17 мм, объём — около 40 литров).

4. Демонтаж ВОМ

Снимите навесное оборудование:
  • Отсоедините любое оборудование, подключённое к ВОМ.
Демонтируйте заднюю крышку ВОМ:
  • Открутите болты крепления задней крышки (ключ на 13 мм).
  • Выпрессуйте крышку с ВОМ в сборе (используйте технологические болты или выгонки).
Снимите тормозные ленты:
  • Отсоедините рычаги управления (ключ на 10 мм).
  • Снимите ленты (или дисковые муфты в моделях 1221.5, 1221.6).
Извлеките вал ВОМ:
  • Снимите стопорное кольцо (съёмником).
  • Выпрессуйте вал из крышки (съёмником или выгонкой).
Демонтируйте планетарный редуктор:
  • Открутите болты крепления редуктора (ключ на 17 мм).
  • Извлеките коронную шестерню, сателлиты, солнечную шестерню, водило.

5. Осмотр и дефектовка

Осмотрите вал ВОМ:
  • Проверьте шлицы на износ (допустимый износ — до 0,5 мм).
  • Осмотрите хвостовик (8 или 21 шлиц) на повреждения.
Проверьте подшипники:
  • Люфт, шум при вращении, задиры — подшипник под замену.
Осмотрите шестерни:
  • Износ зубьев более 25%, выкрашивание — замените.
  • Зазор в зацеплении коронной и солнечной шестерён — 0,2–0,5 мм.
Проверьте тормозные ленты:
  • Толщина менее 2 мм, трещины — замените.
Осмотрите гидроцилиндр:
  • Утечки, износ манжет — замените ремкомплект .

6. Сборка ВОМ

Установите новые детали:
  • Замените сальники, подшипники, тормозные ленты.
  • Установите новые шестерни (при необходимости).
Соберите планетарный редуктор:
  • Установите коронную шестерню, сателлиты, солнечную шестерню, водило.
  • Отрегулируйте зазор в зацеплении (0,2–0,5 мм, регулировочные прокладки).
Установите вал ВОМ:
  • Смажьте шлицы вала (Литол-24).
  • Установите вал в крышку, закрепите стопорным кольцом.
Установите тормозные ленты:
  • Закрепите ленты, подсоедините рычаги управления.
Установите заднюю крышку:
  • Установите новую прокладку.
  • Закрутите болты (ключ на 13 мм, момент 20–25 Н·м).

7. Установка ВОМ на трактор

Установите ВОМ в задний мост:
  • Совместите ВОМ с корпусом заднего моста.
  • Закрутите болты крепления (ключ на 17 мм, момент 40–50 Н·м).
Подсоедините тяги управления:
  • Подсоедините тягу гидроцилиндра (ключ на 10 мм).
Залейте масло:
  • Залейте 40 литров масла ТАп-15В в задний мост.
  • Проверьте уровень (должен быть между метками на щупе).

8. Регулировка и проверка

Отрегулируйте тормозные ленты:
  • Снимите крышку люка на заднем мосту.
  • Заверните регулировочные винты до упора (ключ на 10 мм).
  • Отверните на 1–1,5 оборота, чтобы хвостовик проворачивался усилием руки.
  • Проверьте расстояние между головкой штока гидроцилиндра и крышкой:
  • Включён: 64 ± 2 мм.
  • Выключен: 41 ± 2 мм.
Проверьте работу ВОМ:
  • Заведите трактор, прогрейте двигатель (до 80–90°C).
  • Включите ВОМ (540 или 1000 об/мин), проверьте вращение хвостовика.
  • Убедитесь, что нет шумов, рывков, утечек.

9. Рекомендации по эксплуатации и профилактике

  • Проверяйте состояние тормозных лент каждые 240 моточасов (ТО-2).
  • Смазывайте шлицы вала каждые 60 моточасов (ТО-1, Литол-24).
  • Меняйте масло в заднем мосту каждые 960 моточасов (ТО-3).
  • Избегайте работы в синхронном режиме на скорости выше 8 км/ч.
  • Используйте оборудование с подходящими шлицами (8 для 540 об/мин, 21 для 1000 об/мин).

Ответы на вопросы по ремонту ВОМ МТЗ-1221

1. Как заменить сальник на ВОМ МТЗ-1221?
  • Проблема: Утечка масла из-под хвостовика ВОМ.
  • Решение:
  1. Слейте масло из заднего моста (сливная пробка, ключ на 17 мм).
  2. Снимите заднюю крышку ВОМ (ключ на 13 мм, 4–6 болтов).
  3. Отсоедините тормозные ленты (ключ на 10 мм).
  4. Снимите стопорное кольцо (съёмником).
  5. Выпрессуйте вал ВОМ из крышки (съёмником).
  6. Извлеките старый сальник (отвёрткой, аккуратно, чтобы не повредить посадочное место).
  7. Установите новый сальник (например, 40x56x10 мм, запрессуйте с помощью оправки).
  8. Соберите в обратном порядке: установите вал, стопорное кольцо, тормозные ленты, крышку.
  9. Залейте масло (ТАп-15В, 40 литров), проверьте на утечки.
  • Нюанс: Перед установкой нового сальника смажьте его кромку маслом (ТАп-15В).

2. Как отрегулировать тормозные ленты ВОМ на МТЗ-1221?
  • Проблема: ВОМ "буксует" или не выключается полностью.
  • Решение:
  1. Снимите крышку люка на заднем мосту (ключ на 13 мм).
  2. Заверните регулировочные винты (2 винта на валике управления) до упора (ключ на 10 мм).
  3. Отверните винты на 1–1,5 оборота, чтобы хвостовик проворачивался усилием руки.
  4. Проверьте расстояние между штоком гидроцилиндра и крышкой (64 ± 2 мм при включении, 41 ± 2 мм при выключении).
  5. Если регулировка не помогает, замените изношенные ленты (толщина менее 2 мм).
  • Нюанс: После регулировки проверьте работу ВОМ на обоих скоростях (540 и 1000 об/мин).

3. Что делать, если ВОМ МТЗ-1221 работает рывками?
  • Проблема: Неравномерное вращение хвостовика.
  • Решение:
  1. Проверьте состояние тормозных лент (см. вопрос 2). Износ или неправильная регулировка могут вызывать рывки.
  2. Осмотрите планетарный редуктор: снимите ВОМ, проверьте шестерни (коронную, сателлиты, солнечную) на износ (допустимый износ зубьев — до 25%).
  3. Проверьте муфту переключения привода (независимый/синхронный). Если она изношена (люфт более 1 мм), замените
  4. Убедитесь, что гидроцилиндр управления работает корректно (давление в системе — не менее 1 МПа).
  • Нюанс: Рывки могут быть связаны с низким давлением в гидросистеме — проверьте гидронасос (НШ-32).

4. Как заменить подшипники вала ВОМ на МТЗ-1221?
  • Проблема: Шум, люфт вала ВОМ.
  • Решение:
  1. Демонтируйте ВОМ (см. шаг 4 в руководстве).
  2. Снимите вал ВОМ из крышки (съёмником).
  3. Выпрессуйте старые подшипники (обычно 2 подшипника, например, 208 или 308, в зависимости от модификации).
  4. Установите новые подшипники (запрессуйте с помощью оправки, чтобы не повредить обойму).
  5. Проверьте посадочные места на валу и крышке (задиры, износ — устраните шлифовкой).
  6. Соберите ВОМ, установите на трактор, залейте масло.
  • Нюанс: Перед установкой подшипников смажьте их (Литол-24).

5. Что делать, если рычаг управления ВОМ заедает на МТЗ-1221?
  • Проблема: Трудно переключать режимы (независимый/синхронный).
  • Решение:
  1. Проверьте механизм усиления (стакан пружины):
  • Совместите отверстия в рычаге валика переключения и заднем мосту.
  • Заверните установочный болт (ключ на 10 мм).
  • Ослабьте контргайку, заверните регулировочный болт до упора, затем стопорный болт в стакан.
  • Выверните регулировочный болт, снимите стакан.
  • Осмотрите пружины, замените изношенные (трещины, потеря упругости).
  1. Проверьте кулачковую муфту переключения (люфт более 1 мм — замените, ).
  2. Смажьте тяги управления (Литол-24).
  • Нюанс: Если проблема не решается, проверьте гидроцилиндр (утечки, износ манжет).

6. Как устранить течь масла между крышкой ВОМ и задним мостом на МТЗ-1221?
  • Проблема: Утечка масла в месте соединения.
  • Решение:
  1. Слейте масло из заднего моста (ключ на 17 мм).
  2. Снимите заднюю крышку ВОМ (ключ на 13 мм).
  3. Извлеките старую прокладку, очистите посадочные поверхности (ветошь, дизельное топливо).
  4. Установите новую прокладку (или используйте герметик, например, силиконовый).
  5. Установите крышку, затяните болты (момент 20–25 Н·м).
  6. Залейте масло, проверьте на утечки.
  • Нюанс: Если течь продолжается, проверьте корпус на трещины (может потребоваться сварка).

Заключение
Ремонт ВОМ на МТЗ-1221 включает диагностику, демонтаж, замену изношенных деталей (сальники, подшипники, ленты), сборку и регулировку. После ремонта всегда проверяйте работу ВОМ на обоих скоростях (540 и 1000 об/мин) и в обоих режимах (независимый и синхронный). Регулярное обслуживание (смазка, проверка масла, регулировка) продлит срок службы узла.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Свяжитесь с нами
Если у вас возникли вопросы или вам нужна дополнительная помощь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda