ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Сборка вала отбора мощности (ВОМ) трактора МТЗ-82

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Подробная пошаговая инструкция по сборке ВОМ трактора МТЗ-82

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 3 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

Сборка вала отбора мощности (ВОМ) трактора МТЗ-82.1 — это технически сложный процесс, требующий точности, понимания конструкции и соблюдения порядка действий.

ВОМ передает мощность от двигателя к навесному оборудованию и состоит из редуктора, вала, муфты, подшипников и шестерен. Сборка может потребоваться после ремонта (например, замены подшипников, сальников или шестерен).

В МТЗ-82.1 ВОМ расположен в задней части корпуса сцепления и КПП, и его сборка связана с редуктором заднего моста.

Ниже приведена подробная пошаговая инструкция по сборке ВОМ трактора МТЗ-82.1, включая инструменты, материалы, важные моменты (курсив), возможные сложности, их устранение и меры профилактики.

Общая информация
  • Тип ВОМ: В МТЗ-82.1 используется задний ВОМ с независимым или синхронным приводом, стандарта 540/1000 об/мин (8 или 21 шлиц, ).
  • Конструкция:
  • Редуктор ВОМ: Включает ведущую и ведомую шестерни, вал, подшипники
  • Муфта включения: Обеспечивает подключение/отключение ВОМ (ленточная или дисковая).
  • Вал: Передает вращение к хвостовику
  • Управление: Рычаг в кабине или гидропривод (в зависимости от модификации).
  • Причины разборки/сборки:
  • Износ подшипников или шестерен
  • Утечка масла (износ сальников, ).
  • Поломка муфты или вала (например, из-за перегрузки навеской).
  • Замена масла
  • Масло: ВОМ смазывается из общей ванны КПП и заднего моста (ТАп-15В, ТАД-17и, SAE 80W-90, объем ~20–23 л).
Сборка ВОМ требует чистоты, точной регулировки зазоров и проверки меток шестерен для синхронизации.

Инструменты и материалы
Инструменты:
  • Набор гаечных ключей (10–27 мм, включая торцевые и динамометрический ключ).
  • Отвертки (плоская, крестовая).
  • Съемник для подшипников и шестерен (двух- или трехлапый).
  • Молоток и выгонки (для установки подшипников).
  • Микрометр или штангенциркуль (для замера зазоров).
  • Щупы (0,1–0,5 мм, для регулировки зазоров).
  • Кернер и маркер (для меток шестерен).
  • Ветошь, щетка, керосин для очистки.
  • Фонарик (для осмотра).
  • Домкрат (≥3 т) и упоры (для доступа к заднему мосту).
Материалы:
  • Подшипники (210, 308, ).
  • Сальники ВОМ
  • Прокладки для крышки ВОМ
  • Шестерни ВОМ
  • Трансмиссионное масло (ТАД-17и, SAE 80W-90, ~20–23 л, ).
  • Герметик высокотемпературный (Victor Reinz).
  • Смазка (Литол-24, ~50 г для резьбы и подшипников).
  • Очиститель (WD-40, керосин).

Пошаговая инструкция по сборке ВОМ МТЗ-82.1
Шаг 1: Подготовка трактора и деталей
  1. Установите трактор на ровной площадке, включите стояночный тормоз, заглушите двигатель, отключите аккумулятор (безопасность превыше всего).
  2. Очистите область заднего моста и ВОМ (сзади КПП, под хвостовиком) от грязи, масла и пыли (щетка, керосин, ветошь) (грязь в редукторе недопустима).
  3. Подготовьте детали ВОМ:
  • Проверьте вал на износ шлицов, трещины или люфт.
  • Осмотрите подшипники (210, 308) на задиры или люфт (замените при износе).
  • Проверьте шестерни на сколы или выработку зубьев.
  • Убедитесь, что сальники новые или без повреждений.
  • Очистите все детали керосином, высушите.
  1. Слейте масло из КПП, если не сделано ранее (ключ 22 мм, емкость ~20–23 л), чтобы избежать утечек при сборке.
Сложности и решения:
  • Изношенные детали: Замените подшипники, сальники или шестерни (проверьте каталоги МТЗ,).
  • Грязь в редукторе: Промойте картер керосином перед сборкой.
Профилактика:
  • Храните детали в чистом масле до сборки.
  • Проверьте муфту ВОМ на износ

Шаг 2: Сборка редуктора ВОМ
Установка подшипников:
  • Смажьте подшипники (210, 308) Литол-24.
  • Установите подшипники на вал ВОМ с помощью выгонки и молотка (бейте через проставку, чтобы не повредить).
  • Если подшипники в корпусе, запрессуйте их в гнезда (пресс или молоток с проставкой).
Установка вала ВОМ:
  • Вставьте вал с подшипниками в корпус редуктора через заднюю крышку.
  • Убедитесь, что вал вращается свободно, без заеданий (люфт недопустим).
Установка шестерен:
  • Установите ведомую шестерню на вал, совместив шлицы.
  • Поставьте ведущую шестерню в зацепление с ведомой.
  • Проверьте метки шестерен (риски или точки, нанесенные заводом) для синхронизации (нарушение меток сбивает работу ВОМ).
  • Закрепите шестерни стопорными кольцами или болтами (ключ 14–17 мм, момент 40–50 Н·м).
Регулировка зазоров:
  • Замерьте боковой зазор между зубьями шестерен (щуп, норма 0,15–0,3 мм).
  • Если зазор вне нормы, установите регулировочные шайбы
  • Проверьте осевой люфт вала (норма 0,05–0,1 мм, микрометр).
Сложности и решения:
  • Трудная установка подшипников: Нагрейте корпус до 80–100°C для расширения гнезд.
  • Стертые метки: Нанесите новые кернером, ориентируясь на ВМТ двигателя.
  • Задевание шестерен: Проверьте износ зубьев, замените шестерни.
Профилактика:
  • Смажьте шестерни ТАД-17и перед сборкой.
  • Проверьте подшипники на люфт после установки.

Шаг 3: Установка муфты и сальников
Сборка муфты ВОМ:
  • Установите муфту включения ( ленточная или дисковая) на вал.
Для ленточной муфты:
  • Проверьте ленту на износ (толщина <1 мм — замена, ).
  • Установите ленту, отрегулируйте натяжение (зазор 0,5–1 мм, щуп).
Для дисковой муфты (если установлена):
  • Проверьте диски на выработку (замена, если толщина <2 мм).
  • Установите диски, пружины и крышку муфты (момент болтов 30–40 Н·м).
Установка сальников:
  • Смажьте новые сальники Литол-24.
  • Запрессуйте сальники в крышку редуктора (выгонка, молоток) (не повредите кромку).
  • Убедитесь, что сальник плотно сидит в гнезде.
Проверка муфты:
  • Вручную включите/выключите муфту (рычаг в редукторе).
  • Убедитесь, что вал вращается при включении и останавливается при выключении.
Сложности и решения:
  • Износ муфты: Замените ленту или диски .
  • Утечка через сальник: Проверьте посадочное место на выработку, используйте герметик.
Профилактика:
  • Проверьте рычаг управления ВОМ на люфт.
  • Смажьте пружины муфты тонким слоем Литол-24.

Шаг 4: Установка редуктора в корпус КПП
Установите собранный редуктор ВОМ в корпус КПП:
  • Поддомкратьте заднюю часть трактора для доступа (если нужно).
  • Вставьте редуктор, совместив вал с муфтой сцепления и шестернями КПП.
  • Закрепите болтами (ключ 17–19 мм, момент 50–70 Н·м).
Установите заднюю крышку ВОМ:
  • Поставьте новую прокладку или нанесите герметик.
  • Затяните болты крышки крест-накрест (момент 30–40 Н·м).
Подсоедините хвостовик ВОМ:
  • Установите хвостовик (8 или 21 шлиц,) на вал.
  • Закрепите стопорным кольцом или болтом (ключ 14 мм).
Сложности и решения:
  • Несовпадение шлицов: Проверните вал вручную для точного зацепления.
  • Закисшие болты: Обработайте WD-40 или замените.
Профилактика:
  • Проверьте корпус КПП на трещины в месте крепления.
  • Смажьте резьбу болтов Литол-24.

Шаг 5: Заливка масла и тестирование
Залейте трансмиссионное масло:
  • Открутите заливную пробку (ключ 17–22 мм, сбоку КПП).
  • Залейте ТАД-17и или SAE 80W-90 (~20–23 л) до уровня контрольной пробки
  • Закрутите пробки (момент 40–60 Н·м).
Подсоедините управление ВОМ:
  • Установите рычаг или гидропривод (ключ 10–13 мм).
  • Проверьте трос/тягу на свободный ход.
Проверьте работу ВОМ:
  • Запустите двигатель, включите ВОМ на холостом ходу (540 об/мин).
  • Убедитесь, что вал вращается плавно, без воя или стука (вой может указывать на износ шестерен).
  • Подключите легкую навеску и протестируйте на низкой нагрузке.
Осмотрите ВОМ через 10–20 часов работы:
  • Проверьте на утечки масла (сальники, прокладки).
  • Перепроверьте затяжку болтов (динамометрический ключ).
Сложности и решения:
  • Утечка масла: Подтяните болты или замените прокладку/сальник.
  • Шум при работе: Разберите и проверьте зазоры шестерен или подшипники.
  • Слабое включение: Отрегулируйте муфту (натяжение ленты или пружины).
Профилактика:
  • Проверяйте уровень масла каждые 250 часов.
  • Слушайте ВОМ на предмет шума каждые 500 часов.

Общие меры по предотвращению проблем
  1. Проверяйте ВОМ каждые 500 часов на люфт, утечки и шум (вой часто связан с подшипниками или шестернями).
  2. Используйте рекомендованное масло (ТАД-17и, SAE 80W-90) и меняйте его каждые 1000 часов.
  3. Избегайте перегрузки ВОМ (например, тяжелой навеской) — подбирайте оборудование по мощности (до 40–50 л.с.).
  4. Проверяйте баланс навески (щетки, косилки) каждые 250 часов (вибрация изнашивает ВОМ).
  5. Храните запасные сальники, прокладки и подшипники в кабине.

Важные замечания
  • Сборка ВОМ МТЗ-82.1 требует чистоты, точной регулировки зазоров и совмещения меток шестерен — ошибка приведет к шуму или поломке.
  • *Вой может быть связан с износом подшипников или шестерен ВОМ — проверьте их при сборке
  • Используйте оригинальные запчасти МТЗ для надежности.

Заключение
Сборка ВОМ МТЗ-82.1 включает установку подшипников, вала, шестерен с совмещением меток, муфты, сальников и редуктора в корпус КПП, с последующей заливкой масла и тестированием.

Основные сложности — износ деталей, неправильные зазоры и утечки, которые устраняются заменой, регулировкой и герметиком.

Регулярная проверка масла, подшипников и навески предотвратит поломки.

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda