Ремонт рулевого управления МТЗ-80Рулевое управление трактора МТЗ-80 включает
механическую рулевую трапецию (на старых моделях) или
гидроусилитель руля (ГУР) (на модернизированных версиях). Рассмотрим диагностику и ремонт обоих вариантов.
Неисправность | Возможные причины | Решение |
Большой люфт руля | Износ червячной пары, ослабление регулировки | Отрегулировать зацепление червяка и ролика, при сильном износе – заменить |
Тугое вращение руля | Недостаток масла в редукторе, задиры на червяке | Долить масло (ТАП-15В), заменить червяк и ролик |
Стук в рулевом механизме | Износ подшипников, ослабление креплений | Заменить подшипники, протянуть болты крепления |
Течь масла из редуктора | Износ сальников, повреждение прокладок | Заменить сальники и прокладки, герметизировать стыки |
Не работает ГУР | Низкий уровень масла, воздух в системе, поломка насоса | Долить масло (МГЕ-46А), прокачать систему, заменить насос |
Руль не возвращается в исходное положение | Засорение золотника, неправильная регулировка | Прочистить золотник, отрегулировать механизм |
Вибрация руля при движении | Разбалансировка колес, износ шарниров тяг | Отбалансировать колеса, заменить рулевые тяги и наконечники |
Шум при повороте | Износ ШРУСов, низкий уровень масла в ГУР | Заменить ШРУСы, проверить уровень масла в гидросистеме |
2. Инструменты для ремонта- Набор гаечных ключей (на 12, 14, 17, 19, 22 мм)
- Съёмник шаровых опор
- Шприц для смазки (Литол-24)
- Манометр для проверки давления ГУР (если есть гидроусилитель)
- Молоток, зубило, монтировка
3. Ремонт механического рулевого управления1. Устранение люфта в червячной паре- Снять рулевую колонку (открутить крепления под кабиной).
- Проверить зазор между червяком и роликом:
- Если зазор большой – отрегулировать винтом на боковой крышке.
- Если есть выработка – заменить червячную пару.
- Смазать Литолом-24 и собрать.
2. Замена шарниров рулевых тяг- Поддомкратить передок трактора.
- Снять тяги съёмником.
- Заменить шаровые опоры (обычно неразборные).
- Отрегулировать схождение колес (6–12 мм на диаметре обода).
3. Проверка рулевой сошки- Если есть люфт на валу – заменить втулки или подтянуть гайку крепления.
4. Ремонт гидроусилителя руля (ГУР)1. Проверка давления в системе- Норма: 6–8 МПа (подключить манометр в разрыв шланга).
- Если давление низкое – возможен износ насоса НШ.
2. Замена сальников и шлангов- Снять рулевую колонку с распределителем.
- Заменить сальники золотника и штока.
- Проверить шланги на вздутия – при необходимости заменить.
3. Прокачка системы ГУР- Заполнить бачок маслом МГЕ-46В.
- Запустить двигатель, покрутить руль от упора до упора 10–15 раз.
- Долить масло до уровня.
5. Регулировка рулевого управления- Механическая система:
- Люфт руля не должен превышать 15–20°.
- Схождение колес – 6–12 мм.
- ГУР:
- Руль должен возвращаться в нейтраль плавно.
- Давление в системе – 6–8 МПа.
6. Профилактика неисправностей✅ Раз в год смазывайте шарниры
Литолом-24.
✅ Следите за уровнем масла в ГУР.
✅ При появлении люфта сразу регулируйте механизм.
Если после ремонта остаются проблемы – проверьте
подшипники передних колёс и
состояние карданов (если есть).