Двигатель находится в критическом состоянии из-за масляного голодания подшипников, которое является корневой причиной каскадной деградации всех систем.
Норма компрессии для данного двигателя: >80%. Большие расхождения с OBD (24-38%) указывают на утечки компрессии через клапаны, вызванные износом седел и направляющих.
Параметр | Значение | Норма | Статус |
RCI (компрессия) | 62,4% | >80% | 🟧 Низкая |
Равномерность цилиндров | 88,2% | >90% | 🟨 Средняя |
Потери компрессии | 37,6% | <20% | 🟧 Высокие |
Blow-by (картерные газы) | Индекс 0,2778 | <18 л/мин | 🟡 Приемлемо |
Температура | 80°C | Рабочая | 🟢 Норма |
Масляное голодание | LKI=38,4, ACT=46,8 | LKI<20, ACT<30 | 🔴 КРИТИЧНО |
Общий статус | 40,2% | >70% | 🔴 КРИТИЧЕСКИЙ |
Приоритет | Система | Проблема | Текущее состояние | Тип износа | Действие | Срок | Стоимость (₽) |
🔴 КРИТИЧНО | Масляная система | МАСЛЯНОЕ ГОЛОДАНИЕ подшипников | LKI=38,4 (+92%), ACT=46,8 (+56%), SNR=25 dB | КРИТИЧЕСКИЙ | Промывка системы + замена масла + проверка насоса | 50-100 м/ч | 21 500-41 500 |
🔴 КРИТИЧНО | Распредвал двигателя (ГРМ) | Критическая эллиптичность кулачков | CV=166% (цил. #3), средний CV~104%, IAS Ripple 104,2 | СКАЧКООБРАЗНЫЙ >100% | НЕМЕДЛЕННАЯ замена распредвала | 20-60 м/ч | 43 500-76 000 |
🔴 КРИТИЧНО | Клапанный механизм | Увеличенные зазоры + залипание #2, #4 | Впуск: +37-39%, Выпуск: +44-45%, HMM: залипание 95% | СКАЧКООБРАЗНЫЙ | Ремонт ГБЦ с заменой компонентов | 20-60 м/ч | 47 400-84 600 |
🔴 КРИТИЧНО | Прокладка ГБЦ | Прогар между цил. #1-#2 | Износ 70%, межцилиндровый прорыв | СКАЧКООБРАЗНЫЙ | Замена прокладки ГБЦ | 20-60 м/ч | Включено в ГБЦ |
🔴 КРИТИЧНО | Распредвал ТНВД | Критический износ кулачкового вала | Износ 25%, дисбаланс 27%, эффективный износ 40% | ГРАДУАЛЬНЫЙ >60% | Замена распредвала ТНВД | 50-100 м/ч | 12 000-18 000 |
🟧 СРОЧНО | Плунжерные пары ТНВД | Заедание и износ | Износ 50%, заедание 32,5% | ГРАДУАЛЬНЫЙ 50% | Замена плунжерных пар | 100-200 м/ч | 25 000-40 000 |
🟧 СРОЧНО | Поршни | Повышенный износ + удары поршня | Износ 75%, piston slap интенсивность 1,0, цил. #3 перегрев | СКАЧКООБРАЗНЫЙ | Проверка форсунок охлаждения | 27-100 м/ч | 60 000-95 000 |
🟧 СРОЧНО | Подшипники КШМ | Износ из-за масляного голодания | Износ 36,3%, L-Kurtosis=0,458, BDI=3,8 | ГРАДУАЛЬНЫЙ | Контроль через 200 м/ч, замена при LKI>25 | 200-400 м/ч | 40 000-70 000 |
🟧 СРОЧНО | Поршневые кольца | Повышенный износ | Износ 65%, особенно цил. #3 (36,1%) | ГРАДУАЛЬНЫЙ 65% | Плановая замена при капремонте ЦПГ | 100-400 м/ч | Включено в ЦПГ |
🟡 ВНИМАНИЕ | Помпа системы охлаждения | Повышенный механический гул | Подшипник/сальник изношен | ГРАДУАЛЬНЫЙ | Проверка подшипника/сальника | 200-400 м/ч | 8 000-15 000 |
🟡 ВНИМАНИЕ | Ременной привод | Свист под нагрузкой | Натяжение/ролики/соосность | ГРАДУАЛЬНЫЙ | Проверка натяжения, замена роликов | 200-400 м/ч | 5 000-12 000 |
Цилиндр | RCI | OBD | Расхожд. | Зазор Впуск | Зазор Выпуск | Износ Седло Вп/Вып | HMM Динамика | Проблема | Срок |
#1 | 58,6% | 95% | 36,3% | +39% (↑) | +45% (↑) | 25%/30% | Впуск: стабильно / Выпуск: стабильно | 🔴 Критичные зазоры | 20-60 м/ч |
#2 | 57,1% | 95% | 38,2% | +38% (↑) | +44% (↑) | 25%/30% | Впуск: стабильно / Выпуск: ЗАЛИПАНИЕ | 🔴 Залипание + зазоры | 20-60 м/ч |
#3 | 75,1% | 100% | 24,9% | +37% (↑) | +45% (↑) | 25%/30% | Впуск: стабильно / Выпуск: стабильно | 🔴 Перегрев + зазоры | 20-60 м/ч |
#4 | 58,8% | 97% | 38,5% | +38% (↑) | +44% (↑) | 25%/30% | Впуск: стабильно / Выпуск: ЗАЛИПАНИЕ | 🔴 Залипание + зазоры | 20-60 м/ч |
Работа | Содержание | Стоимость (₽) | Источники |
Снятие ГБЦ | Демонтаж головки блока цилиндров | 8 000-15 000 | |
Замена направляющих клапанов | 16 шт. (8 впуск + 8 выпуск) по 190-350 ₽/шт | 3 000-5 600 | |
Притирка/замена седел | Обработка или замена всех седел | 12 000-20 000 | |
Замена клапанных пружин | Комплект на 4 цилиндра | 8 000-14 000 | |
Регулировка зазоров | После замены компонентов | 3 000-5 000 | Расчетная |
Прокладка ГБЦ | Yuchai YCD4M22T | 1 400-2 000 | |
Прокладки, расходные материалы | Комплект прокладок, масло, герметик | 4 000-8 000 | Расчетная |
Сборка и установка ГБЦ | Монтаж с затяжкой болтов динамометрическим ключом | 8 000-15 000 |
Параметр | Значение | Норма | Статус | Примечание |
Частота вращения распредвала | 450 об/мин | 450 об/мин (RPM/2) | ✅ Норма | Половина частоты коленвала |
IAS Ripple (общий) | 104,2 | <80 | 🔴 КРИТИЧНО | Пульсации выше нормы на 30% |
Эллиптичность кулачков (CV): | — | — | — | КРИТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
- Цилиндр #3 | CV = 166,2% | <50% | 🔴 КРИТИЧЕСКАЯ АВАРИЙНАЯ | >100% = немедленная замена |
- Цилиндр #2 | CV ≈ 105% | <50% | 🔴 КРИТИЧЕСКАЯ АВАРИЙНАЯ | >100% = немедленная замена |
- Цилиндр #1 | CV ≈ 103% | <50% | 🔴 КРИТИЧЕСКАЯ АВАРИЙНАЯ | >100% = немедленная замена |
- Цилиндр #4 | CV ≈ 102% | <50% | 🔴 КРИТИЧЕСКАЯ АВАРИЙНАЯ | >100% = немедленная замена |
Максимальная эллиптичность | CV = 200,5% | <50% | 🔴 ЭКСТРЕМАЛЬНО | В 4 раза превышает норму! |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | 1-3-4-2 | ✅ Норма | Соответствует спецификации |
Фазы ГРМ (отклонения) | ±0,1-0,9° | ±6° допуск | ✅ Норма | Все в пределах допуска |
CV Эллиптичность | IAS Ripple | Статус | Механизм износа | Приоритет |
Цил. #3: 166,2% | 105,6 | 🔴 КРИТИЧЕСКАЯ АВАРИЙНАЯ | Овальный профиль кулачка → ударные нагрузки | 5/5 |
Средний: ~104% | 104,2 | 🔴 КРИТИЧЕСКАЯ АВАРИЙНАЯ | Все кулачки изношены неравномерно | 5/5 |
Максимум: 200,5% | — | 🔴 ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ | В 4 РАЗА выше нормы — риск разрушения | 5/5 |
Работа | Содержание | Стоимость (₽) | Источники |
Распредвал двигателя | Yuchai YCD4M22T-105 (оригинал/аналог) | 18 000-28 000 | |
Демонтаж распредвала | Снятие цепи/шестерни ГРМ, извлечение распредвала | 5 000-8 000 | |
Проверка толкателей/коромысел | Осмотр, замена при необходимости | 8 000-15 000 | |
Проверка цепи/шестерни ГРМ | Измерение износа, замена при необходимости | 6 000-12 000 | Расчетная |
Сальники распредвала | Комплект сальников | 1 500-3 000 | Расчетная |
Установка и настройка фаз | Монтаж распредвала, установка меток ГРМ | 5 000-10 000 |
Компонент | Износ | Проблема | Статус | Приоритет |
Распредвал ТНВД | 25% | Дисбаланс 27%, усиливает износ до 40,5% | 🟧 Проблемный | 🔴 КРИТИЧНО |
Плунжерные пары | 50% | Заедание 32,5% | 🟧 Повышенный износ | 🟧 СРОЧНО |
Подшипники распредвала | — | В норме | ✅ Норма | — |
Механизм открытия форсунок | — | Задержка вскрытия 1,19 мс (норма 1,38-2,02 мс), раннее открытие 100% цилиндров | 🟧 Ранний впрыск | 🟧 ВНИМАНИЕ |
Цилиндр | Фаза впрыска | Смещение | Норма | Энергия | Статус |
#1 | СОИ 5° | -0,8° | ±4° | +3% | ✅ Норма |
#2 | СОИ 545° | -1,2° | ±4° | -5% | ✅ Норма |
#3 | СОИ 185° | +0,7° | ±4° | -3% | ✅ Норма |
#4 | СОИ 365° | -0,5° | ±4° | +7% | ✅ Норма |
Работа | Содержание | Стоимость (₽) | Источники |
Распредвал ТНВД | Замена распредвала Yuchai YCD4M22T-105 | 8 500-12 000 | |
Плунжерные пары | Замена комплекта (4 шт.) | 25 000-40 000 | Расчетная |
Ремонт/настройка ТНВД | Демонтаж, ремонт, стендовая настройка, установка | 15 000-25 000 | |
Прокладки, расходные материалы | Комплект прокладок, топливные шланги | 3 000-5 000 | Расчетная |
Цилиндр | Проблема | Признаки | Статус |
#3 | Перегрев поршня | vib=2,77, компенсация не обнаружена | 🟧 Засор форсунки? |
#2 | Повышенная нагрузка | jet=1,57, форсунка работает сверх нормы | 🟡 Компенсирует |
Компонент | Износ | Статус | Уверенность | Срок |
Поршневые кольца | 65% | 🟧 Повышенный | 90% | 100-400 м/ч |
Стенки цилиндров | 8,2% | 🔵 Хорошее | 76% | 600-1600 м/ч |
Поршни | 75% | 🟨 Умеренный | 70% | 27-100 м/ч |
Палец поршня | 17,6% | 🔵 Хорошее | 74% | >500 м/ч |
Прокладка ГБЦ | 70% | 🟥 Критично | 85% | 20-60 м/ч |
Цилиндр | Износ | Blow-by индекс | Crest Factor | Статус |
#3 | 36,1% | 0,2303 | 1,44 | 🟡 Повышенный износ |
#2 | 15,0% | 0,1250 | 1,38 | 🟢 Хорошее |
#1 | 14,7% | 0,1233 | 1,38 | 🟢 Хорошее |
#4 | 14,7% | 0,1233 | 1,38 | 🟢 Хорошее |
Параметр | Значение | Норма | Статус |
Износ подшипников КШМ | 36,3% | <50% | 🟨 Умеренный |
L-Kurtosis | 0,458 | <0,40 | 🟧 Повышенный |
Демпфирование | 0,6 | ≥0,6 | 🔵 Хорошее |
Общее состояние КШМ | 30% | >70% | 🔵 Приемлемое |
BDI (Bearing Damage Index) | 3,8 | <5,0 | 🟡 На границе |
Параметр | Измерено | Норма | Статус | Отклонение |
Деградация масла | 67% | <40% | 🔴 КРИТИЧНО | +67% |
Температура масла | 80°C | ~68°C | 🟨 Перегрев | +12°C |
Загрязненность | 35,2% | <25% | 🟧 ВЫСОКАЯ | +10,2% |
Окисление | 33,2% | <30% | 🟧 ПОВЫШЕННОЕ | +3,2% |
TBN (щелочное число) | 7,2 мг KOH/г | >7,0 | 🟡 НА ГРАНИЦЕ | Критический минимум |
TAN (кислотное число) | 3,13 мг KOH/г | <3,0 | 🟧 ПРЕВЫШЕНО | +4,3% |
Oil Health Index | 61,2% | >70% | 🟧 ПОНИЖЕННЫЙ | -8,8% |
Чистота (ISO 4406) | Класс 1 | Класс 0-1 | 🟡 Приемлемо | Граница нормы |
Система | Проблема | Механизм связи |
Распредвал двигателя | CV=166% | Недостаточная смазка кулачков |
Распредвал ТНВД | Износ 40% | Та же причина |
Клапанный механизм | Направляющие 29-34% | Недостаточная смазка стержней |
Подшипники КШМ | Износ 36,3% | Кислотная коррозия + абразив |
Параметр | Значение | Норма | Статус | Интерпретация |
LKI (Lubrication Kurtosis Index) | 38,4 | <20 | 🔴 КРИТИЧНО | Импульсные удары — нестабильная масляная пленка |
ACT (Acoustic Contact Threshold) | 46,8 | <30 | 🔴 КРИТИЧНО | Металлический контакт — масляная пленка разрушается |
SNR (Signal-to-Noise Ratio) | 25,0 dB | >30 dB | 🟧 НИЗКИЙ | Размытый акустический сигнал |
TBI (Trend-Based Index) | 19,2 | <25 | 🟡 Повышенный | Тренд деградации |
TRI (Threshold Risk Index) | 20,8 | <25 | 🟡 Повышенный | Риск превышения порога |
BDI (Bearing Damage Index) | 3,8 | <5,0 | 🟡 На границе | Индекс повреждения подшипников |
Работа | Содержание | Стоимость (₽) | Обоснование |
1. ПРОМЫВКА системы смазки | Двухэтапная промывка + продувка каналов | 5 000-10 000 | Удаление продуктов износа (загрязненность 35%) |
2. Замена масляного фильтра | Оригинальный фильтр Yuchai | 2 000-3 500 | Предотвращение засорения |
3. Замена масла | Полусинтетика 10W-40 CI-4/CJ-4, 8-10 л | 5 000-10 000 | Восстановление смазочных свойств |
4. Проверка масляного насоса | Демонтаж, осмотр, замена при износе | 8 000-15 000 | Достаточное давление масла |
5. Прочистка масляных каналов | Очистка каналов к распредвалам | Включено в ремонт | Восстановление подачи |
6. Проверка маслоприемника | Осмотр сетки, очистка/замена | 1 500-3 000 | Устранение засоров |
Компонент | Проблема | Акустические признаки | Приоритет | Срок |
Вентилятор | Нет | Дисбаланс/задевание не выявлено | 🔵 Норма | — |
Помпа | Повышенный гул | Механический гул — подшипник/сальник изношен | 🟧 Внимание | 200-400 м/ч |
Ременной привод | Свист под нагрузкой | Проверить натяжение, ролики, соосность | 🟧 Внимание | 200-400 м/ч |
Компонент | Оценка | Балансировка | Износ | Статус | Уверенность |
Маховик | 97,2% | 99,1% | 0,9% вибрации | 🟢 Отличное | 75% |
Диск сцепления | 92,8% | — | 8,8% накладок | 🟢 Отличное | 45% |
Корзина сцепления | 80,3% | 24,9% дисбаланс | 19,5% усталость пружин | 🟢 Хорошее | 35% |
Система | Текущий износ | Остаточный ресурс | Лимитирующий фактор |
Масляная система | Деградация 67% | 🔴 50-100 м/ч | Масляное голодание (LKI=38,4, ACT=46,8) |
Распредвал двигателя | CV=166% | 🔴 20-60 м/ч | Критическая эллиптичность кулачков |
Клапанный механизм | 53-59% | 🔴 20-60 м/ч | Зазоры + залипание + риск прогара |
Прокладка ГБЦ | 70% | 🔴 20-60 м/ч | Межцилиндровый прорыв |
Распредвал ТНВД | 40% (эффективный) | 🔴 50-100 м/ч | Дисбаланс + износ |
Плунжерные пары ТНВД | 50% | 🟧 100-200 м/ч | Заедание |
Поршни | 75% | 🟧 27-100 м/ч | Удары + перегрев цил. #3 |
Поршневые кольца | 65% | 🟡 100-400 м/ч | Износ, особенно цил. #3 |
Подшипники КШМ | 36% | 🟡 200-400 м/ч | Контроль после устранения масляного голодания |
№ | Система | Работы | Срок | Стоимость (₽) | Обоснование |
1.1 | Распредвал двигателя | Замена распредвала + толкатели + цепь ГРМ | 20-60 м/ч | 43 500-76 000 | CV=166% — корневая причина износа клапанов |
1.2 | Клапанный механизм | Ремонт ГБЦ: направляющие, седла, пружины, регулировка | 20-60 м/ч | 47 400-84 600 | Залипание #2, #4, критические зазоры |
1.3 | Форсунки охлаждения | Промывка форсунок охлаждения поршней (цил. #3) | Во время ГБЦ | 5 000-10 000 | Перегрев цил. #3 |
№ | Система | Работы | Срок | Стоимость (₽) | Обоснование |
2.1 | МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА | Промывка + масло + фильтр + проверка насоса | 50-100 м/ч | 21 500-41 500 | LKI=38,4, ACT=46,8 — МАСЛЯНОЕ ГОЛОДАНИЕ |
2.2 | ТНВД | Замена распредвала ТНВД | 50-100 м/ч | 8 500-12 000 | Износ 40%, низкое давление впрыска |
2.3 | ТНВД | Замена плунжерных пар | 100-200 м/ч | 25 000-40 000 | Износ 50%, заедание 32,5% |
2.4 | ТНВД | Ремонт и настройка ТНВД на стенде | Совместно | 15 000-25 000 | Восстановление давления |
2.5 | Расходные | Прокладки, шланги | — | 3 000-5 000 | — |
2.6 | Контроль | Акустический контроль подшипников (LKI, ACT, SNR) | Через 50 м/ч | 3 000-5 000 | Проверка устранения масляного голодания |
№ | Система | Работы | Срок | Стоимость (₽) | Обоснование |
3.1 | Охлаждение | Замена помпы (подшипник/сальник) | 200-400 м/ч | 8 000-15 000 | Повышенный гул |
3.2 | Привод | Замена ремня и роликов | 200-400 м/ч | 5 000-12 000 | Свист под нагрузкой |
3.3 | Топливо | Проверка/замена форсунок (при необходимости) | 200-500 м/ч | 6 400-12 000 | Профилактика |
3.4 | Подшипники КШМ | Контроль через 200 м/ч, замена если LKI>25 | 200-400 м/ч | 40 000-70 000 | Контроль после устранения масляного голодания |
№ | Система | Работы | Срок | Стоимость (₽) | Обоснование |
4.1 | ЦПГ | Замена поршней, колец, хонингование, прокладки | 400-800 м/ч | 86 000-142 000 | Износ поршней 75%, колец 65% |
Система | Состояние (%) | Износ | Статус | Приоритет | Срок |
Масляная система | 39% | Деградация 67% | 🔴 КРИТИЧНО | 1/5 | 50-100 м/ч |
Распредвал двигателя (ГРМ) | 20% | CV=166% | 🔴 КРИТИЧНО | 1/5 | 20-60 м/ч |
Клапанный механизм | 40% | 53-59% | 🔴 КРИТИЧНО | 1/5 | 20-60 м/ч |
Прокладка ГБЦ | 30% | 70% | 🔴 КРИТИЧНО | 1/5 | 20-60 м/ч |
ТНВД | 24% | 25-50% | 🔴 КРИТИЧНО | 2/5 | 50-200 м/ч |
ЦПГ (поршни) | 25% | 75% | 🟧 Срочно | 3/5 | 27-100 м/ч |
ЦПГ (кольца) | 35% | 65% | 🟧 Срочно | 3/5 | 100-400 м/ч |
Подшипники КШМ | 64% | 36% | 🟧 Срочно | 3/5 | 200-400 м/ч |
Охлаждение | 70% | 20-30% | 🟡 Внимание | 3/5 | 200-400 м/ч |
Сцепление | 90% | 8-20% | 🟢 Отлично | 5/5 | >1000 м/ч |
Этап | Срок | Работы | Стоимость (₽) |
Этап 1 | 20-60 м/ч | Распредвал двигателя + ГБЦ + форсунки охлаждения | 95 900-165 600 |
Этап 2 | 50-100 м/ч | МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА + ТНВД + акустический контроль | 83 000-143 000 |
Этап 3 | 200-500 м/ч | Охлаждение + привод + возможно подшипники КШМ | 58 400-104 000 |
Этап 4 | 400-800 м/ч | Капремонт ЦПГ | 86 000-142 000 |