Тормоза трактора МТЗ-80/82 — это сухие дисковые тормоза, установленные в заднем мосту и связанные с бортовыми редукторами. Они обеспечивают торможение задних колес и управляются педалями через механические тяги. 
Неисправности проявляются в виде слабого торможения, увода трактора в сторону, увеличенного хода педалей, скрипа или перегрева тормозных барабанов. 
Основные причины: износ тормозных накладок, деформация дисков, загрязнение или нарушение регулировки тяг. 
Инструкция описывает ремонт тормозов с учетом последовательности, ориентации деталей, сложностей, времени, возможных ошибок и мер предосторожности. 
1. ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА И РАБОЧЕГО МЕСТАОписание: Подготовьте трактор и рабочую зону для безопасного ремонта.
Последовательность действий:
- Установите трактор на ровной площадке, включите стояночный тормоз, подложите упоры под передние колеса.
- Отсоедините аккумулятор (минусовую клемму).
- Очистите зону заднего моста и бортовых редукторов от грязи.
- Подготовьте чистую рабочую зону для разборки деталей.
Ориентация деталей:
- Упоры под передние колеса располагайте симметрично для устойчивости.
- Минусовая клемма аккумулятора отмечена знаком «–», обычно ближе к корпусу.
Сложность: 1 (легко в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Сложности:
- Грязь на редукторах затруднит доступ к болтам.
- Недостаток места увеличит риск потери деталей.
Важно не забыть: 
- Проверить надежность фиксации трактора.
- Подготовить емкость для хранения запчастей.
Возможные ошибки: 
- Неправильное отключение аккумулятора (короткое замыкание).
- Потеря мелких деталей из-за неорганизованного места.
Меры предосторожности: 
- Используйте перчатки и защитные очки.
- Избегайте работы под трактором без упоров.
2. ДЕМОНТАЖ ЗАДНЕГО КОЛЕСАОписание: Снимите заднее колесо для доступа к тормозному механизму.
Последовательность действий:
- Поддомкратьте заднюю часть трактора (с одной стороны), установите подставку под мост.
- Открутите гайки крепления колеса (ключ на 36 мм), снимите колесо (вес около 60–70 кг).
- Проверьте состояние ступицы и шин на износ.
- Установите колесо на подставку, чтобы не повредить диск.
Ориентация деталей:
- Колесо ориентировано ступицей к редуктору, гайки закручиваются по часовой стрелке.
- Ступица должна быть чистой, без деформаций.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве с базовыми навыками).
Время: 20–30 минут на сторону.
Сложности:
- Закисшие гайки затруднят снятие.
- Тяжелое колесо требует подъемника или помощи.
Важно не забыть: 
- Проверить состояние шпилек и гаек.
- Очистить ступицу перед установкой.
Возможные ошибки: 
- Повреждение шпилек при снятии.
- Потеря гаек крепления.
Меры предосторожности: 
- Используйте WD-40 для закисших гаек.
- Работайте с напарником или подъемником.
3. ДЕМОНТАЖ ТОРМОЗНОГО БАРАБАНАОписание: Снимите тормозной барабан для доступа к тормозным колодкам.
Последовательность действий:
- Открутите болты крепления тормозного барабана (4–6 болтов, ключ на 17 мм).
- Снимите барабан (вес около 10 кг), аккуратно постукивая молотком через деревянную прокладку.
- Осмотрите внутреннюю поверхность барабана на износ, трещины или выработку.
- Очистите барабан и привалочную поверхность керосином.
Ориентация деталей:
- Тормозной барабан устанавливается шлицами на вал редуктора, совмещая отверстия под болты.
- Болты крепления расположены симметрично по окружности.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве).
Время: 20–30 минут на сторону.
Сложности:
- Закисший барабан может прилипнуть к валу.
- Трещины на барабане могут быть незаметны.
Важно не забыть: 
- Проверить барабан на выработку (допустимый износ ≤1 мм).
- Очистить вал и шлицы перед сборкой.
Возможные ошибки: 
- Повреждение барабана при снятии.
- Игнорирование трещин, ведущих к разрушению.
Меры предосторожности: 
- Используйте деревянную прокладку при снятии.
- Работайте в чистой зоне.
4. ИЗВЛЕЧЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОКОписание: Извлеките тормозные колодки и проверьте их состояние.
Последовательность действий:
- Снимите возвратные пружины колодок (70-3502047) с помощью плоскогубцев.
- Извлеките тормозные колодки (50-3502040, 2 шт. на сторону) из корпуса.
- Осмотрите накладки на износ (толщина ≥3 мм), трещины или замасливание.
- Проверьте состояние осей колодок и рычажного механизма на люфт.
Ориентация деталей:
- Колодки устанавливаются накладками наружу, верхняя и нижняя различаются по форме (маркировка «В» и «Н»).
- Возвратные пружины крепятся к крючкам колодок, ориентированы по диагонали.
Сложность: 3 (требуются навыки и аккуратность).
Время: 30–40 минут на сторону.
Сложности:
- Изношенные накладки могут быть пропущены без измерений.
- Закисшие оси затруднят снятие колодок.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная диагностика колодок может привести к слабому торможению.
Не уверен, как правильно оценить состояние колодок? По товарищески подскажем по телефону — звоните,
 +7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.
Важно не забыть: 
- Измерить толщину накладок штангенциркулем.
- Проверить пружины на упругость.
Возможные ошибки: 
- Установка изношенных колодок.
- Неправильная ориентация колодок (верх/низ).
Меры предосторожности: 
- Используйте лупу для осмотра.
- Работайте в чистой зоне, избегайте загрязнения.
5. ЗАМЕНА ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК И ПРУЖИНОписание: Установите новые тормозные колодки и пружины.
Последовательность действий:
- Очистите корпус тормоза и оси колодок керосином.
- Установите новые колодки (50-3502040), совместив маркировку («В» — верх, «Н» — низ).
- Закрепите возвратные пружины (70-3502047) на крючки колодок.
- Проверьте свободное движение колодок на осях.
Ориентация деталей:
- Верхняя колодка («В») имеет более длинный рычаг, нижняя («Н») — короткий.
- Пружины устанавливаются диагонально, равномерно натягивая колодки.
Сложность: 3 (требуются навыки).
Время: 30–40 минут на сторону.
Сложности:
- Неправильная ориентация колодок нарушит торможение.
- Слабое натяжение пружин вызовет скрип.
Важно не забыть: 
- Смазать оси колодок тонким слоем Литола-24.
- Проверить чередование колодок.
Возможные ошибки: 
- Установка колодок без очистки осей.
- Неправильное натяжение пружин.
Меры предосторожности: 
- Используйте новые пружины.
- Проверяйте ориентацию перед фиксацией.
6. СБОРКА ТОРМОЗНОГО БАРАБАНАОписание: Установите тормозной барабан и проверьте вращение.
Последовательность действий:
- Установите тормозной барабан, совместив шлицы с валом редуктора.
- Затяните болты крепления (момент 40–50 Н·м) крест-накрест.
- Проверьте вращение барабана вручную, убедитесь в отсутствии заеданий.
- Осмотрите привалочную поверхность на герметичность.
Ориентация деталей:
- Барабан совмещается по шлицам, болты затягиваются равномерно.
- Шлицы вала должны быть чистыми и без заусенцев.
Сложность: 3 (требуются навыки).
Время: 20–30 минут на сторону.
Сложности:
- Неправильная установка барабана вызовет биение.
- Недостаточная затяжка болтов приведет к люфту.
На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная установка барабана может повредить тормозной механизм.
Не уверен, как правильно установить барабан? По товарищески подскажем по телефону — звоните, 
+7 953 071 5243 — можно прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.
Важно не забыть: 
- Очистить шлицы перед установкой.
- Проверить отсутствие люфта после затяжки.
Возможные ошибки: 
- Установка барабана с грязными шлицами.
- Перетяжка болтов, повреждающая резьбу.
Меры предосторожности: 
- Используйте динамометрический ключ.
- Проверяйте чистоту деталей.
7. УСТАНОВКА КОЛЕСАОписание: Установите заднее колесо и проверьте крепление.
Последовательность действий:
- Установите колесо, совместив ступицу с валом.
- Затяните гайки крепления (момент 200–250 Н·м) крест-накрест.
- Опустите трактор с домкрата, уберите подставки.
- Проверьте затяжку гаек после установки.
Ориентация деталей:
- Колесо устанавливается ступицей к редуктору.
- Гайки затягиваются по часовой стрелке.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве).
Время: 20–30 минут на сторону.
Сложности:
- Недостаточная затяжка гаек вызовет люфт.
- Деформация шпилек затруднит установку.
Важно не забыть: 
- Проверить состояние шпилек перед установкой.
- Затянуть гайки равномерно.
Возможные ошибки: 
- Неправильная затяжка гаек.
- Установка колеса с грязной ступицей.
Меры предосторожности: 
- Используйте динамометрический ключ.
- Работайте с напарником для установки колеса.
8. РЕГУЛИРОВКА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИОписание: Отрегулируйте ход педалей и синхронность тормозов.
Последовательность действий:
- Отверните контргайки регулировочных болтов на тягах педалей (ключ на 17 мм).
- Отрегулируйте ход педалей (свободный ход 20–30 мм, полный ход 90–110 мм).
- Проверьте синхронность торможения: тормозной путь ≤6 м при скорости 15 км/ч, неодновременность ≤0,5 м.
- Затяните контргайки, проверьте люфт тяг.
Ориентация деталей:
- Регулировочные болты расположены на тягах под кабиной, левая и правая тяги различаются.
- Педали сцеплены планкой для одновременного торможения.
Сложность: 3 (требуются навыки).
Время: 30–40 минут.
Сложности:
- Неправильная регулировка вызовет увод трактора.
- Износ тяг может нарушить синхронность.
Важно не забыть: 
- Проверить синхронность с заблокированными педалями.
- Убедиться в отсутствии люфта в тягах.
Возможные ошибки: 
- Игнорирование синхронности торможения.
- Недостаточная затяжка контргаек.
Меры предосторожности: 
- Проверяйте торможение на низкой скорости.
- Убедитесь в надежности тяг.
9. ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКАОписание: Проверьте работу тормозов после ремонта.
Последовательность действий:
- Подсоедините аккумулятор, запустите двигатель.
- Проверьте торможение на месте с заблокированными и раздельными педалями.
- Совершите тестовую поездку (5–10 минут) при 15 км/ч, оценивая тормозной путь (≤6 м).
- Осмотрите тормоза на наличие шума, перегрева или скрипа.
Ориентация деталей:
- Педали проверяются в сблокированном и раздельном положении.
- Тормоза тестируются на ровной площадке.
Сложность: 2 (можно в хозяйстве).
Время: 20–30 минут.
Сложности:
- Остаточный скрип может указывать на замасливание.
- Увод трактора сигнализирует об ошибке регулировки.
Важно не забыть: 
- Проверить все режимы торможения.
- Осмотреть барабаны на перегрев после теста.
Возможные ошибки: 
- Игнорирование увода или скрипа.
- Пропуск проверки синхронности.
Меры предосторожности: 
- Проводите тест на низкой скорости.
- Убедитесь в надежности всех креплений.
Причины неисправностей тормозов МТЗ-80/82| Причина | Описание | Вероятность | 
| Износ тормозных накладок | Выработка или отслоение накладок, снижающая силу трения. | Высокая | 
| Замасливание колодок | Попадание масла на накладки из-за течи манжет. | Средняя | 
| Деформация барабана | Выработка или трещины, нарушающие контакт с колодками. | Средняя | 
| Нарушение регулировки | Неправильный ход педалей или люфт в тягах. | Средняя | 
| Износ пружин | Снижение упругости, вызывающее неполное разведение колодок. | Низкая | 
:
- Набор ключей (17, 36 мм).
- Динамометрический ключ (до 250 Н·м).
- Домкрат (грузоподъемность 2 т) и подставки.
- Плоскогубцы, монтировка.
- Штангенциркуль, лупа.
- Молоток, деревянная прокладка.
- Керосин для очистки, ветошь.
Материалы:
- Смазка Литол-24 (100–200 г).
- Тормозные колодки (50-3502040, 2 шт. на сторону).
- Возвратные пружины (70-3502047, 2 шт. на сторону).
- WD-40 для закисших болтов.
- Перчатки, защитные очки.
Перечень вероятных запасных частей| Деталь | Артикул | Количество | 
| Тормозная колодка | 50-3502040 | 2 шт. на сторону | 
| Возвратная пружина | 70-3502047 | 2 шт. на сторону | 
| Тормозной барабан | 50-3502070 | 1 шт. (при износе) | 
| Болты крепления барабана | — | 4–6 шт. | 
| Манжета вала (при течи) | 40x60x10 | 1–2 шт. | 
| Этап | Ошибка или пропуск | Последствие | Сумма ущерба (руб) | Срок наступления | 
| 1. Подготовка | Неправильная фиксация трактора | Падение трактора, травмы | 50,000–200,000 | Немедленно | 
| 2. Демонтаж колеса | Повреждение шпилек | Замена ступицы | 5,000–15,000 | Немедленно | 
| 3. Демонтаж барабана | Повреждение барабана | Замена барабана | 10,000–20,000 | Немедленно | 
| 4. Диагностика | Пропуск износа колодок | Повторная поломка | 15,000–30,000 | 1–2 месяца | 
| 5. Замена колодок | Неправильная ориентация колодок | Слабое торможение | 10,000–25,000 | Немедленно | 
| 6. Сборка барабана | Неправильная установка барабана | Биение, перегрев | 10,000–20,000 | 1–2 недели | 
| 8. Регулировка | Игнорирование синхронности | Увод трактора | 5,000–15,000 | 1–2 месяца | 
| 9. Проверка | Игнорирование скрипа | Повреждение колодок | 10,000–20,000 | 1–3 месяца | 
: 115,000–345,000 руб.
Общая сложность и время- Общая сложность: 3 (этапы 4–6 требуют навыков, остальные можно выполнить в хозяйстве).
- Общее время: 5–7 часов на обе стороны (зависит от опыта).
Когда обращаться в сервис- Обязательно для этапов 4 (диагностика) и 6 (сборка барабана), если нет опыта, штангенциркуля или динамометрического ключа.
- Если на этапе 4 обнаружены трещины в барабане или износ вала.
- Если после этапа 9 сохраняется увод, скрип или слабое торможение.
- При отсутствии уверенности — звоните +7 953 071 5243 для консультации.