Ремонт сцепления МТЗ-1221 (Д-260)Сцепление трактора МТЗ-1221 — двухдисковое, сухое, с механическим приводом. Качественный ремонт требует строгого соблюдения технологии и использования оригинальных запчастей.
Симптом | Возможная причина | Метод проверки |
Пробуксовка | Износ фрикционных накладок | Замер толщины дисков |
Неполное выключение | Замасливание дисков | Визуальный осмотр |
Вибрация при включении | Деформация дисков | Проверка биения |
Шум | Износ выжимного подшипника | Акустическая диагностика |
2. Демонтаж сцепленияНеобходимые инструменты:- Ключи на 17, 19, 22 мм
- Специальный съемник (арт. 1221-1601140)
- Динамометрический ключ (до 250 Н·м)
- Монтажная лопатка
Порядок работ:- Снять КПП (предварительно слив масло)
- Открутить 6 болтов крепления кожуха сцепления
- Фиксировать маховик специальным стопором
- Последовательно снять:
- Нажимной диск
- Ведущие диски (2 шт.)
- Ведомые диски (2 шт.)
- Выжимной механизм
Деталь | Номинальный размер | Минимально допустимый |
Фрикционные накладки | 4,0 мм | 2,5 мм |
Диски (общая толщина) | 10,5 мм | 9,0 мм |
Выжимной подшипник | Люфт ≤0,1 мм | ≥0,3 мм |
Лепестки диафрагмы | Высота 42,5±0,5 мм | ≤40,0 мм |
3.2. Проверка состояния:- Биение дисков (допуск ≤0,2 мм)
- Рабочая поверхность маховика (риски ≤0,1 мм глубиной)
- Состояние шлицов первичного вала КПП
4. Замена изношенных деталей4.1. Комплект сцепления (оригинал):- Нажимной диск: 1221-1601070
- Ведомые диски: 1221-1601056 (2 шт.)
- Выжимной подшипник: 1221-1601110
- Демпферные пружины: 1221-1601092
4.2. Технология замены:- Очистить посадочные поверхности от грязи
- Установить новые диски (меткой "Flywheel side" к маховику)
- Сбалансировать узел (допуск 15 г·см)
- Смазать шлицы графитовой смазкой
5. Регулировка сцепленияКритические параметры:- Свободный ход педали: 35-40 мм
- Ход выжимного подшипника: 3,5-4,0 мм
- Усилие на педали: 12-15 кгс
Порядок регулировки:- Отрегулировать тягу привода
- Проверить параллельность выжимного рычага
- Настроить ограничительный болт полного выключения
6. Сборка и обкатка- Моменты затяжки:
- Болты кожуха: 60-65 Н·м
- Крепление маховика: 180-200 Н·м
- Заправка системы:
- 0,3 л тормозной жидкости DOT-4
- Прокачка гидропривода
- Обкатка:
- Первые 50 км — без полной нагрузки
- Избегать резких стартов
7. Профилактика✅ Проверять уровень жидкости каждые 250 моточасов
✅ Регулировать свободный ход каждые 500 моточасов
✅ Чистить вентиляционные отверстия кожуха
✅ Использовать только рекомендованные смазки
Важно!Для качественного ремонта:
- Обязательна шлифовка маховика при замене дисков
- Заменять комплект полностью (диски+подшипник)
- Использовать динамометрический ключ при сборке
При появлении масла на дисках дополнительно проверьте сальник коленвала (арт. 1221-1005090). Для моделей с усиленной трансмиссией используйте керамические накладки.