Двигатель Д-243 — четырёхцилиндровый дизельный агрегат Минского моторного завода (ММЗ), устанавливаемый на МТЗ-82. Ремонт двигателя требуется при потере мощности, повышенном расходе масла, стуке, перегреве или других неисправностях. Это руководство описывает капитальный ремонт Д-243, включая разборку, дефектовку, замену деталей и сборку.
Инструменты и материалы- Инструменты:
- Ключи гаечные (13, 17, 19, 22 мм), торцевые головки.
- Динамометрический ключ (до 200 Н·м).
- Съёмники (для шестерён, подшипников), выгонки, молоток.
- Щупы (0,25–0,4 мм), микрометр, нутромер.
- Подъёмник (грузоподъёмность ≥500 кг), домкрат.
- Материалы:
- Комплект прокладок, поршневые кольца, вкладыши (коренные и шатунные).
- Масло М-10ДМ или SAE 15W-40 (12 литров), антифриз (20 литров).
- Сальники, фильтры (масляный, топливный).
- Смазка Литол-24, герметик.
Подготовка- Установите трактор на ровной площадке, заглушите двигатель, зафиксируйте колёса.
- Отсоедините аккумулятор (ключ 13 мм), слейте масло (12 л) и антифриз (20 л).
- Снимите двигатель с трактора (см. руководство по установке в обратном порядке):
- Отсоедините навесное (радиатор, стартер, генератор, ТНВД).
- Открутите болты крепления к КПП и раме (ключ 19 мм).
- Поднимите двигатель подъёмником (вес ~430 кг).
- Важный момент: Работайте с подъёмником — ручной подъём опасен.
Пошаговый ремонт двигателя Д-243Шаг 1. Разборка двигателя- Снимите крышку ГБЦ (ключ 13 мм), выхлопной коллектор (ключ 17 мм).
- Открутите коромысла и штанги толкателей (ключ 13 мм), снимите ГБЦ (болты М12, ключ 19 мм).
- Снимите масляный поддон (ключ 13 мм), открутите шатуны (ключ 17 мм) и выньте поршни.
- Открутите маховик (ключ 22 мм), снимите переднюю крышку и шестерни привода ГРМ.
- Извлеките коленвал, открутив коренные крышки (ключ 19 мм).
- Снимите масляный насос, распредвал и толкатели.
- Важные моменты:
- Пометьте детали (шатуны, крышки) — их нельзя менять местами.
- Очистите все поверхности от нагара и масла (ветошь, растворитель).
Шаг 2. Дефектовка деталей- Блок цилиндров: Измерьте диаметр гильз (норма 110 мм, допуск +0,05 мм) нутромером. Износ >0,2 мм — расточка или замена гильз.
- Коленвал: Проверьте шейки (коренные 75 мм, шатунные 68 мм, допуск -0,05 мм) микрометром. Биение >0,05 мм — шлифовка.
- Поршни и кольца: Зазор в замке колец 0,25–0,5 мм (щуп). Износ поршней >0,1 мм — замена.
- ГБЦ: Проверьте клапаны (люфт >0,1 мм) и сёдла (трещины, выработка). Притирка или замена.
- Распредвал: Износ кулачков >0,5 мм — замена.
- Подшипники: Люфт или шум — замена вкладышей.
- Важные моменты:
- Компрессия <20 кгс/см² (норма 24–28) — признак износа поршневой.
- Трещины в блоке или ГБЦ — замена узла.
Шаг 3. Ремонт и замена деталей- Расточите гильзы или замените (если износ >0,2 мм), установите новые поршни с кольцами.
- Отшлифуйте коленвал под ремонтный размер (0,25, 0,5 мм), подберите вкладыши.
- Притрите клапаны (паста), замените сальники клапанов при утечке масла.
- Замените изношенные шестерни ГРМ, сальники коленвала и распредвала.
- Проверьте масляный насос — износ шестерён >0,3 мм требует замены.
- Важные моменты:
- Используйте новые прокладки — старые теряют герметичность.
- Смажьте все трущиеся детали маслом перед сборкой.
Шаг 4. Сборка двигателя- Установите коленвал в блок, затяните коренные крышки (момент 140–160 Н·м, ключ 19 мм) крест-накрест.
- Вставьте поршни с шатунами, затяните шатунные крышки (момент 100–120 Н·м, ключ 17 мм).
- Установите распредвал, совместив метки шестерён ГРМ (точка на шестерне коленвала с меткой распредвала).
- Установите масляный насос и поддон (болты М10, 40–50 Н·м).
- Поставьте ГБЦ с новой прокладкой, затяните болты в 4 этапа (50, 100, 150, 180 Н·м, ключ 19 мм) по схеме крест-накрест.
- Установите штанги, коромысла, отрегулируйте клапаны (впуск 0,25 мм, выпуск 0,3 мм, ключ 13 мм).
- Установите махов Hawkins (ключ 22 мм), переднюю крышку и шестерни ГРМ.
- Важные моменты:
- Соблюдайте порядок затяжки болтов ГБЦ — нарушение вызовет течь.
- Проверьте вращение коленвала вручную — заеданий быть не должно.
Шаг 5. Установка навесного оборудования- Установите ТНВД, настройте угол впрыска (24–26° до ВМТ).
- Подсоедините стартер, генератор, топливные шланги, радиатор, выхлопную трубу.
- Установите воздушный фильтр и натяните ремень генератора (прогиб 10–15 мм).
- Важные моменты:
- Прокачайте топливную систему (ручной насос).
- Проверьте герметичность патрубков охлаждения.
Шаг 6. Установка двигателя на трактор- Поднимите двигатель подъёмником, опустите на раму, совместите с КПП.
- Закрепите к раме (4 болта М12, 80–100 Н·м) и КПП (12–14 болтов, 60–80 Н·м).
- Подсоедините кардан, тяги, провода.
- Важные моменты:
- Вал КПП должен войти в сцепление плавно.
- Подоприте КПП домкратом.
Шаг 7. Заливка жидкостей и тестирование- Залейте масло (12 л) и антифриз (20 л) до уровня.
- Заведите двигатель, прогрейте до 75–85 °C.
- Проверьте работу на холостом ходу (600–800 об/мин) и под нагрузкой.
- Важные моменты:
- Осмотрите на утечки через 10–15 минут.
- Шум или дым — проверьте сборку и регулировку.
Общие рекомендации- Точность: Соблюдайте моменты затяжки и зазоры — ошибки сокращают срок службы.
- Проверка: Используйте новые фильтры и смазку для долговечности.
- Документы: Сверяйтесь с Руководством по эксплуатации Д-243.