ремонтмтз.рф - скорый ремонт вашего трактора на юге россии

Обслуживание системы охлаждения Д240

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Пооперационная инструкция по обслуживанию системы охлаждения двигателя Д-240 на тракторе МТЗ

СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 2 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе.

Обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240 (устанавливается на тракторах МТЗ-80/82 и их модификациях) необходимо для поддержания оптимальной температуры работы двигателя (85–95°C), предотвращения перегрева и коррозии. Оно включает проверку уровня и качества охлаждающей жидкости, очистку радиатора, замену жидкости, проверку термостата, водяного насоса и приводных ремней.

Ниже представлена пошаговая инструкция с указанием сложностей, важных моментов, инструментов, материалов, мер профилактики поломок и оценкой сложности по 5-балльной шкале (1 — легко в хозяйстве, 5 — только сервис со спецоборудованием). Общая сложность: 2/5 (выполнимо в хозяйстве с минимальными инструментами, но требует аккуратности).

Необходимые инструменты и материалы
Инструменты:
  • Набор гаечных ключей (рожковые или накидные, 10–17 мм).
  • Отвертки плоские и крестовые (для хомутов и креплений).
  • Плоскогубцы (для снятия хомутов).
  • Емкость для слива жидкости (10–15 литров).
  • Ветошь для очистки.
  • Фонарик для осмотра.
  • Щетка (мягкая или металлическая) для чистки радиатора.
  • Насос или компрессор (опционально, для продувки радиатора).
  • Термометр (опционально, для проверки термостата).
  • Лейка для заливки жидкости.
Материалы:
  • Охлаждающая жидкость (тосол А-40, антифриз G12 или аналог, 10–12 литров).
  • Дистиллированная вода (для промывки или разбавления концентрата, 5–10 литров).
  • Промывочное средство (опционально, для очистки системы, например, сода или спецсостав).
  • Новые хомуты для шлангов (если старые изношены).
  • Смазка для резиновых уплотнений (силиконовая, опционально).
  • Герметик (для устранения мелких утечек, если требуется).

Пооперационная инструкция
1. Проверка уровня и состояния охлаждающей жидкости
Действия:
  • Убедитесь, что двигатель остыл (температура ниже 50°C).
  • Откройте крышку радиатора (осторожно, чтобы сбросить давление) и проверьте уровень жидкости (должен быть на 2–3 см ниже горловины).
  • Осмотрите жидкость на прозрачность, цвет и наличие осадка/пены:
  • Чистый тосол — синий/зеленый, антифриз — красный/розовый.
  • Мутность, ржавчина или масло указывают на загрязнение.
  • Проверьте расширительный бачок (если есть) на уровень жидкости (между метками MIN и MAX).
Сложности:
  • Горячий двигатель может вызвать ожоги при открытии крышки.
  • Ограниченный доступ к радиатору из-за навесного оборудования.
  • Сложно оценить состояние жидкости без слива.
Важно не забыть:
  • Проверять уровень только на холодном двигателе.
  • Использовать ту же жидкость, что залита (не смешивать тосол и антифриз).
Профилактика поломок:
  • Проверяйте уровень жидкости каждые 120 моточасов или перед началом сезона.
  • Заменяйте жидкость каждые 2 года или 2000 моточасов, чтобы избежать коррозии.
  • Осматривайте радиатор и бачок на трещины каждые 240 моточасов.
Сложность этапа: 1/5
  • Очень легко, требуется только визуальный осмотр. Выполнимо в хозяйстве без инструментов.

2. Слив и замена охлаждающей жидкости
Действия:
  • Установите емкость (10–15 литров) под сливную пробку радиатора (находится внизу, ключ на 13–17 мм).
  • Открутите сливную пробку радиатора и блока цилиндров (на левой стороне двигателя, ниже генератора).
  • Откройте крышку радиатора и расширительного бачка для ускорения слива.
  • Слейте жидкость полностью (около 10–12 литров для Д-240).
  • Закрутите пробки, залейте дистиллированную воду или промывочное средство, запустите двигатель на 10–15 минут, затем слейте промывку.
  • Залейте новую жидкость (тосол А-40 или антифриз) через горловину радиатора до уровня (2–3 см ниже края), затем долейте в расширительный бачок.
Сложности:
  • Закисшая сливная пробка требует проникающей смазки или нагрева.
  • Ограниченный доступ к пробке блока цилиндров из-за навесного оборудования.
  • Остатки старой жидкости могут загрязнить новую.
Важно не забыть:
  • Убедитесь, что пробки затянуты, чтобы избежать утечек.
  • Проверьте плотность жидкости (для тосола -40°C, ареометром, если есть).
Профилактика поломок:
  • Используйте качественную жидкость, соответствующую спецификациям (тосол А-40 или G12).
  • Промывайте систему при каждой замене жидкости, чтобы удалить ржавчину и осадок.
  • Проверяйте герметичность пробок и шлангов после заливки.
Сложность этапа: 2/5
  • Выполнимо в хозяйстве с ключами и емкостью. Закисшие пробки могут усложнить процесс, но решаются подручными средствами.

3. Очистка радиатора
Действия:
  • Снимите защитную решетку радиатора (открутите болты, ключ на 10–13 мм).
  • Очистите соты радиатора снаружи мягкой щеткой или сжатым воздухом (давление до 2–3 бар), двигаясь сверху вниз.
  • Проверьте внутренние каналы радиатора: залейте воду через горловину, убедитесь, что она свободно проходит.
  • Если каналы забиты, промойте радиатор раствором соды (100 г на 10 литров воды) или спецсредством, затем пропустите чистую воду.
Сложности:
  • Забитые соты трудно очистить без компрессора или насоса.
  • Хрупкие соты радиатора могут повредиться при сильном давлении.
  • Ограниченный доступ из-за вентилятора или кожуха.
Важно не забыть:
  • Проверить состояние решетки и кожуха на повреждения.
  • Убедиться, что радиатор не протекает после промывки.
Профилактика поломок:
  • Очищайте радиатор снаружи каждые 120 моточасов, особенно в пыльных условиях.
  • Устанавливайте защитные сетки на радиатор для предотвращения засорения.
  • Проверяйте радиатор на течь каждые 480 моточасов, паяйте мелкие трещины или заменяйте при сильных повреждениях.
Сложность этапа: 2/5
  • Выполнимо в хозяйстве с щеткой и компрессором (или без него). Требуется осторожность, чтобы не повредить соты.

4. Проверка и обслуживание термостата
Действия:
  • Найдите термостат (находится в корпусе на выходе из головки блока, под верхним патрубком радиатора).
  • Отсоедините верхний патрубок радиатора (ослабьте хомут, плоскогубцы).
  • Открутите корпус термостата (2–3 болта, ключ на 10–13 мм) и извлеките термостат.
  • Проверьте работу термостата: опустите его в воду, нагрейте до 70–85°C (температура открытия для Д-240), измерьте ход клапана (должен быть 6–8 мм).
  • Если термостат не открывается или заедает, замените на новый (каталожный номер 240-1306010 или аналог).
  • Очистите корпус термостата от ржавчины и грязи, установите новый термостат с новой прокладкой.
Сложности:
  • Закисшие болты корпуса трудно открутить без проникающей смазки.
  • Сложно проверить температуру без термометра.
  • Утечки из-за старой прокладки при сборке.
Важно не забыть:
  • Проверить патрубки на трещины при снятии.
  • Установить термостат в правильной ориентации (клапан вверх).
Профилактика поломок:
  • Проверяйте работу термостата каждые 1000 моточасов или при перегреве двигателя.
  • Заменяйте прокладку корпуса при каждом снятии термостата.
  • Избегайте работы двигателя без термостата, чтобы предотвратить недогрев.
Сложность этапа: 3/5
  • Требует навыков разборки и проверки. Выполнимо в хозяйстве с ключами и плоскогубцами, но тест термостата может быть сложным без нагревателя.

5. Проверка водяного насоса
Действия:
  • Найдите водяной насос (на передней части двигателя, справа от коленвала).
  • Проверьте насос на утечки (пятна жидкости в зоне сальника или дренажного отверстия).
  • Проверьте люфт вала насоса: покачайте шкив рукой (люфт более 1 мм указывает на износ подшипников).
  • Снимите насос, если есть проблемы: открутите болты крепления (ключ на 13–17 мм), отсоедините патрубки.
  • Разберите насос, замените сальник и подшипники (если ремкомплект доступен) или установите новый насос (каталожный номер 240-1307010).
  • Установите насос с новой прокладкой, затяните болты крест-накрест.
Сложности:
  • Ограниченный доступ к болтам насоса из-за ремней и шкивов.
  • Закисшие крепления требуют проникающей смазки.
  • Сложно оценить состояние насоса без снятия.
Важно не забыть:
  • Проверить шкив насоса на износ или деформацию.
  • Смазать прокладку перед установкой для герметичности.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте насос на утечки и люфт каждые 480 моточасов.
  • Заменяйте сальник насоса при первых признаках течи.
  • Проверяйте давление в системе охлаждения (0.4–0.6 бар), чтобы выявить неисправность насоса.
Сложность этапа: 3/5
  • Выполнимо в хозяйстве, но замена насоса требует аккуратности и опыта. Ремонт насоса сложнее, чем замена, но возможен с ремкомплектом.

6. Проверка и регулировка приводных ремней
Действия:
  • Проверьте натяжение ремня водяного насоса: нажмите на середину длинной ветви, прогиб должен быть 10–15 мм.
  • Осмотрите ремень на трещины, износ или отслоение корда.
  • Отрегулируйте натяжение: ослабьте болты генератора (ключ на 13–17 мм), подвиньте его для натяжения, затяните болты.
  • Замените ремень, если он изношен: снимите старый, установите новый (например, профиль А-1180 для Д-240), отрегулируйте натяжение.
Сложности:
  • Ограниченный доступ к болтам генератора.
  • Новый ремень может растянуться после первых часов работы.
  • Сложно оценить износ без снятия.
Важно не забыть:
  • Проверить шкивы на износ или биение.
  • Убедиться, что ремень не перетянут (чрезмерное натяжение изнашивает подшипники).
Профилактика поломок:
  • Проверяйте натяжение ремня каждые 120 моточасов, подтягивайте при необходимости.
  • Заменяйте ремень каждые 2000 моточасов или при появлении трещин.
  • Смазывайте подшипники шкивов универсальной смазкой каждые 480 моточасов.
Сложность этапа: 2/5
  • Легко выполнимо в хозяйстве с ключами. Требуется только понимание правильного натяжения.

7. Проверка шлангов и соединений
Действия:
  • Осмотрите шланги радиатора, насоса и термостата на трещины, износ или подтеки.
  • Проверьте хомуты на надежность затяжки (подтяните отверткой или плоскогубцами).
  • Замените изношенные шланги: ослабьте хомуты, снимите старые, установите новые, затяните хомуты.
  • Проверьте уплотнения в местах соединений (например, патрубки термостата) на герметичность.
Сложности:
  • Закисшие хомуты трудно ослабить без повреждения шлангов.
  • Шланги могут прилипнуть к патрубкам, что затрудняет снятие.
  • Мелкие утечки сложно заметить без прогрева двигателя.
Важно не забыть:
  • Смазать внутреннюю поверхность новых шлангов мыльным раствором для легкой установки.
  • Проверить патрубки на коррозию или задиры.
Профилактика поломок:
  • Проверяйте шланги на гибкость и трещины каждые 480 моточасов.
  • Заменяйте хомуты при каждом снятии шлангов, чтобы обеспечить герметичность.
  • Проверяйте давление в системе после замены шлангов, чтобы выявить утечки.
Сложность этапа: 2/5
  • Выполнимо в хозяйстве с отверткой и плоскогубцами. Требуется только аккуратность при замене.

8. Тестирование системы
Действия:
  • Запустите двигатель, прогрейте до рабочей температуры (85–95°C).
  • Проверьте отсутствие утечек в зоне радиатора, насоса, шлангов и термостата.
  • Убедитесь, что вентилятор включается, а верхний патрубок радиатора нагревается (термостат открывается).
  • Проверьте уровень жидкости в радиаторе и бачке после остывания, долейте при необходимости.
  • Совершите тестовую поездку, следите за температурой двигателя и шумом насоса.
Сложности:
  • Незамеченные утечки проявляются только под давлением.
  • Перегрев указывает на воздух в системе или неисправность термостата.
  • Шум насоса может быть сложно отличить от других звуков.
Важно не забыть:
  • Проверить работу указателя температуры на приборной панели.
  • Убедиться, что воздух полностью удален из системы (пузырьки в бачке исчезли).
Профилактика поломок:
  • Проверяйте температуру двигателя перед каждой сменой, особенно в жару.
  • Прокачивайте систему после заливки жидкости, чтобы удалить воздух.
  • При перегреве немедленно остановите двигатель и проверьте радиатор, насос и термостат.
Сложность этапа: 2/5
  • Легко выполнимо в хозяйстве, требует только внимательной проверки.

Общие рекомендации
  • Безопасность: Работайте в перчатках, избегайте контакта с горячей жидкостью, используйте защитные очки при промывке радиатора.
  • Качество обслуживания: Неправильная промывка или смешивание жидкостей может привести к коррозии или перегреву. Всегда используйте рекомендованную жидкость и проверяйте герметичность.
  • Ограничения: Если радиатор сильно забит или насос изношен, может потребоваться их замена в сервисе. Трещины в блоке цилиндров или головке требуют профессионального ремонта.
  • Профилактика:
  • Проводите полное ТО системы охлаждения каждые 480 моточасов или раз в год.
  • Избегайте работы двигателя при низком уровне жидкости, чтобы предотвратить перегрев насоса.
  • Храните запас жидкости и шлангов в сухом месте, защищенном от мороза.
  • Проверяйте вентилятор и его подшипники каждые 1000 моточасов, чтобы избежать поломки.
  • Общая сложность: 2/5
  • Обслуживание системы охлаждения Д-240 возможно в хозяйстве с минимальным инструментом (ключи, отвертки, емкость). Основные сложности связаны с закисшими пробками, ограниченным доступом и проверкой термостата.
  • Специнструмент (компрессор, термометр, ареометр) облегчает работу, но не обязателен.
  • Сервис требуется только при серьезных поломках (трещины радиатора, износ насоса, коррозия блока).

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda