Ремонт двигателя Д-240 для МТЗ-80/82: полное руководствоДвигатель Д-240 — 4-цилиндровый дизель мощностью 80 л.с., требующий грамотного подхода к ремонту. Рассмотрим все этапы восстановления силового агрегата.
1. Диагностика перед ремонтомТесты для определения объема работ:- Замер компрессии (норма: 26-30 кгс/см², минимум 22)
- Проверка давления масла (2-4 кгс/см² на холостых, 4-6 под нагрузкой)
- Анализ выхлопа:
- Синий дым → износ ЦПГ
- Черный дым → проблемы с топливной аппаратурой
- Белый дым → попадание охлаждающей жидкости
2. Разборка двигателяНеобходимый инструмент:- Комплект головок 12-32 мм
- Съемник клапанов
- Динамометрический ключ
- Микрометр/нутромер
- Съемник гильз цилиндров
Порядок разборки:- Слить масло и антифриз
- Демонтировать навесное оборудование (ТНВД, генератор)
- Снять головку блока цилиндров (момент затяжки 160-180 Н·м)
- Извлечь поршни с шатунами
- Демонтировать коленчатый вал
Параметр | Номинальный размер | Допустимый износ |
Диаметр цилиндра | 110,00-110,03 мм | 110,25 мм |
Овальность | до 0,03 мм | 0,08 мм |
Конусность | до 0,03 мм | 0,06 мм |
Важно: При превышении значений требуется расточка под ремонтные размеры (+0,5, +1,0 мм)
3.2. Кривошипно-шатунный механизм- Коленвал:
- Шейки коренные: Ø84,00-84,02 мм
- Шейки шатунные: Ø69,98-70,00 мм
- Допуск биения: 0,03 мм
- Шатуны:
- Измерение на растяжение (допуск до 0,05 мм на 100 мм длины)
- Замена втулок верхней головки при износе
3.3. Головка блока- Проверка плоскости (допуск искривления 0,05 мм)
- Дефектовка клапанов (зазор впуск 0,25 мм, выпуск 0,30 мм)
- Оценка состояния седел клапанов
4. Капитальный ремонт4.1. Обработка блока цилиндров- Расточка до ближайшего ремонтного размера
- Хонингование (угол сетки 50-60°)
- Установка новых гильз (при необходимости)
4.2. Восстановление коленвала- Шлифовка шеек под ремонтные вкладыши
- Полировка поверхностей (Ra 0,16-0,32 мкм)
- Балансировка (допуск 15 г·см)
4.3. Ремонт головки блока- Притирка клапанов (угол фаски 45°)
- Замена направляющих втулок
- Фрезеровка плоскости (не более 0,3 мм за проход)
5. Сборка двигателяКритические моменты затяжки:- Головка блока: 160-180 Н·м (в 3 этапа)
- Шатунные болты: 120-140 Н·м + доворот 60°
- Коренные крышки: 140-160 Н·м
- Маховик: 180-200 Н·м
Порядок сборки:- Установка коленвала с новыми вкладышами
- Монтаж поршней (метки к передней части)
- Установка головки блока
- Регулировка клапанов (на холодном двигателе)
6. Обкатка после ремонтаРежимы обкатки:- Первые 10 часов:
- Обороты не выше 1500 об/мин
- Нагрузка не более 50%
- Следующие 20 часов:
- Постепенное увеличение нагрузки
- Максимальные обороты кратковременно
- После 30 часов — замена масла и фильтров
Рекомендуемые масла:- Лето: М-10Г2к
- Зима: М-8Г2к
Наименование | Количество |
Моторное масло | 10 л |
Антифриз | 9,5 л |
Герметик | 1 тюбик |
Прокладки | полный комплект |
8. Частые ошибки при ремонте- Неправильная установка меток ГРМ
- Использование некондиционных запчастей
- Нарушение моментов затяжки
- Пропуск этапа промывки масляных каналов
- Несоблюдение правил обкатки
Важно!Для качественного ремонта требуется:
- Специальный измерительный инструмент
- Оборудование для расточки/хонингования
- Стенд для проверки ТНВД и форсунок
- Чистое помещение для сборки
При отсутствии опыта капитального ремонта дизельных двигателей рекомендуется обратиться в наш специализированный сервис.
Стоимость профессионального ремонта составляет примерно 60-80% от цены нового двигателя, но обеспечивает ресурс 7-9 тыс. моточасов.