ремонтмтз.рф - скорый ремонт тракторов мтз на юге россии

Моменты затяжки болтов ГБЦ Д-240

Информация указана справочно, перед началом работ проконсультируйтесь у специалистов

Подробная пооперационная инструкция по затяжке болтов ГБЦ двигателя Д-240

🔥 Ошибка в затяжке болтов ГБЦ Д-240 > 30 000 руб. убытка!
  • Недотянули → течь масла, прогар прокладки (ремонт от 20 000 руб.)
  • Перетянули → срыв резьбы, трещины в ГБЦ (ремонт от 43 000 руб.)
  • 👉 Бесплатно проверим момент затяжки! Пришлите фото в WhatsApp."
СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАЦИИ - 3 из 5
1-2 - легко сделать в хозяйстве
3-4 - 50 на 50. Кто-то сможет сделать в хозяйстве, кто-то нет.
4-5 - можно запороть технику, ремонт только в сервисе

мы можем выполнить эту работу вместо вас, быстро и профессионально.
Моменты затяжки болтов головки блока цилиндров (ГБЦ) двигателя Д-240 тракторов МТЗ-80/82 зависят от технической документации и типа двигателя (атмосферный или с турбонаддувом).
Инструкция включает этапы, сложности, важные моменты, возможные ошибки, а также последствия неправильной затяжки.

ПОДГОТОВКА К ЗАТЯЖКЕ ГБЦ
Описание этапа: Подготовка двигателя и инструментов для затяжки болтов ГБЦ.

Последовательность действий:
  • Убедитесь, что двигатель холодный (температура ниже 40°C), чтобы избежать тепловых деформаций.
  • Очистите привалочные поверхности блока цилиндров и ГБЦ от грязи, масла и остатков старой прокладки с помощью ножа и ветоши (не используйте наждачную бумагу).
  • Проверьте резьбовые отверстия в блоке цилиндров, очистив их от грязи и масла (используйте сжатый воздух или тонкую щетку).
  • Установите новую прокладку ГБЦ на блок цилиндров, выровняв её по направляющим штифтам.
  • Подготовьте динамометрический ключ, проверив его исправность и установив нужный диапазон (до 210 Н·м).
Ориентация деталей:
  • Прокладка ГБЦ: имеет отверстия под гильзы цилиндров и масляный канал, окантованные стальными обечайками. Укладывается маркировкой вверх, выравнивается по штифтам блока.
  • Болты ГБЦ: 16 шпилек (или болтов) расположены в два ряда по 8 с каждой стороны камер сгорания. Пронумеруйте болты согласно схеме затяжки (см. этап «Затяжка болтов»).
  • ГБЦ: ориентируется форсунками к стороне топливного насоса (левая сторона двигателя), выпускным коллектором — к генератору (правая сторона).
Сложности:
  • Остатки старой прокладки могут привести к неравномерному прилеганию ГБЦ.
  • Грязь в резьбовых отверстиях затрудняет точную затяжку.
  • Неправильная калибровка динамометрического ключа может исказить момент.
Важное не забыть:
  • Использовать только новую прокладку ГБЦ — повторное использование запрещено.
  • Смазать резьбу болтов и опорные поверхности головок моторным маслом для равномерного усилия.
  • Проверить выступ гильз цилиндров: 0,065–0,165 мм (атмосферный двигатель) или 0,05–0,11 мм (с турбонаддувом).
Что можно перепутать:
  • Неправильно установить прокладку ГБЦ, что вызовет утечку газов.
  • Использовать старые болты с вытянутой резьбой, что нарушит затяжку.
Сложность: 2/5 (выполнимо в хозяйстве при наличии динамометрического ключа).
Время: 30–40 минут.

УСТАНОВКА ГБЦ
Описание этапа: Монтаж ГБЦ на блок цилиндров перед затяжкой болтов.

Последовательность действий:
  • Установите ГБЦ на блок цилиндров, выровняв её по направляющим штифтам.
  • Вставьте болты (или шпильки с гайками) в отверстия, предварительно смазав резьбу моторным маслом.
  • Заверните болты вручную до соприкосновения с поверхностью ГБЦ, не прилагая усилий.
  • Проверьте, что ГБЦ плотно прилегает к блоку без зазоров.
  • Убедитесь, что прокладка не сместилась при установке ГБЦ.
Ориентация деталей:
  • ГБЦ: выравнивается по штифтам, форсунки ориентированы к левой стороне (топливный насос).
  • Болты: устанавливаются в штатные отверстия, головки болтов (или гаек) ориентированы вверх. Отметьте болты маркером для контроля последовательности.
  • Прокладка: должна оставаться неподвижной, с отверстиями, точно совпадающими с каналами блока.
Сложности:
  • Тяжелая ГБЦ (около 30 кг) требует осторожности при установке, чтобы не повредить прокладку.
  • Риск смещения прокладки при неровной установке ГБЦ.
  • Закисшая резьба в блоке может затруднить вкручивание болтов.
Важное не забыть:
  • Проверить чистоту привалочных поверхностей перед установкой.
  • Убедиться, что болты не имеют повреждений резьбы или растяжения (максимальная длина болта — 93–95 мм).
  • Установить ГБЦ равномерно, чтобы избежать перекоса.
Что можно перепутать:
  • Неправильно выровнять ГБЦ, что нарушит герметичность.
  • Использовать болты разной длины, что приведет к неравномерной затяжке.
Сложность: 3/5 (требуется осторожность и помощник).
Время: 20–30 минут.

ЗАТЯЖКА БОЛТОВ ГБЦ
Описание этапа: Поэтапная затяжка болтов ГБЦ с соблюдением момента и последовательности.

На этом этапе опыт важнее догадок — если нет уверенности, лучше не рисковать: неправильная затяжка болтов может привести к пробою прокладки или трещинам в ГБЦ.
Не уверен, как правильно затянуть болты ГБЦ? По товарищески подскажем по телефону — звоните, +7 953 071 5243 — звони прямо с поля, без ожидания. Ответ — за 2 минуты. Реальный мастер на связи.

Последовательность действий:
  • Проверьте динамометрический ключ, установив его на минимальный момент.
  • Затягивайте болты в последовательности, указанной на схеме (см. ниже), в 2–3 этапа:
  • Первый этап: момент 70–90 Н·м (7–9 кгс·м) для всех болтов.
  • Второй этап: момент 170–190 Н·м (17–19 кгс·м) для атмосферного двигателя Д-240 или 190–210 Н·м (19–21 кгс·м) для Д-243 с турбонаддувом.
  • Третий этап (при необходимости): подтяжка до 200±10 Н·м (20±1 кгс·м) после паузы 5–6 минут.
  • Следуйте схеме затяжки (от центра к краям, в шахматном порядке):

10   6   2   4   8  12

9    5    1   3   7   11

15  13  16  14 


(Нумерация начинается от центра, 1–2 — центральные болты между 2-м и 3-м цилиндрами).
  • После затяжки проверьте момент на всех болтах, убедившись в равномерности.
  • Установите ось коромысел и отрегулируйте зазоры клапанов (0,25–0,30 мм на холодном двигателе).
Ориентация деталей:
  • Болты: затягиваются по схеме, начиная с центральных (1–2), затем по диагонали к краям. Отметьте болты маркером для контроля порядка.
  • Динамометрический ключ: ориентируйте рукоятку перпендикулярно болту для точного усилия.
Сложности:
  • Неправильная калибровка ключа может привести к перетяжке или недотягу.
  • Ограниченный доступ к болтам в центре из-за конструкции двигателя.
  • Риск деформации прокладки при несоблюдении паузы между этапами.
Важное не забыть:
  • Соблюдать паузу 5–6 минут между этапами для равномерной деформации прокладки.
  • Использовать только динамометрический ключ — затяжка «на глаз» недопустима.
  • Проверить момент затяжки через 1000 моточасов или 500 км после установки ГБЦ.
Что можно перепутать:
  • Нарушить схему затяжки, что вызовет неравномерное давление на прокладку.
  • Перепутать моменты для атмосферного Д-240 и турбированного Д-243.
Сложность: 4/5 (требуется динамометрический ключ и точность).
Время: 40–60 минут.

ПРОВЕРКА И ФИНАЛЬНАЯ РЕГУЛИРОВКА
Описание этапа: Проверка затяжки и регулировка клапанов после установки ГБЦ.
Последовательность действий:
  • Установите ось коромысел, штанги и крышку ГБЦ, затянув болты крышки с моментом 10–15 Н·м.
  • Отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами (0,25–0,30 мм) на холодном двигателе, начиная с 1-го цилиндра (поршень в ВМТ).
  • Проверьте герметичность ГБЦ, запустив двигатель и осмотрев стык на наличие утечек масла или антифриза.
  • Через 1000 моточасов или 500 км повторите проверку затяжки болтов (200±10 Н·м).
  • Залейте масло и охлаждающую жидкость, подключите АКБ.
Ориентация деталей:
  • Ось коромысел: устанавливается стойками вверх, выравнивается по крепежным отверстиям.
  • Клапаны: впускные и выпускные ориентированы согласно цилиндрам (1–4 от шкива).
Сложности:
  • Сложность в точной регулировке клапанов без опыта.
  • Утечки могут проявиться только после прогрева двигателя.
  • Ограниченный доступ к клапанам из-за крышки ГБЦ.
Важное не забыть:
  • Проверить герметичность после первого запуска.
  • Использовать щуп для точной регулировки зазоров клапанов.
  • Затянуть крышку ГБЦ равномерно, чтобы избежать перекоса.
Что можно перепутать:
  • Неправильно отрегулировать клапаны, что снизит мощность двигателя.
  • Пропустить проверку затяжки через 1000 моточасов, что вызовет ослабление болтов.
Сложность: 3/5 (требуются навыки регулировки).
Время: 1–1,5 часа.

Причины необходимости затяжки ГБЦ Д-240

Причина

Описание

Частота

Установка новой ГБЦ

После ремонта или замены ГБЦ требуется затяжка для герметичности.

Часто

Периодическое обслуживание

Ослабление болтов из-за тепловых нагрузок через 1000 моточасов.

Средне

Прорыв газов

Нарушение герметичности из-за износа прокладки или недотяга болтов.

Средне

Утечка масла/антифриза

Ослабление болтов или повреждение прокладки.

Редко

Деформация ГБЦ

Перегрев двигателя или перетяжка болтов.

Редко


Инструменты и материалы

Инструменты:
  • Динамометрический ключ (диапазон 10–250 Н·м).
  • Набор ключей (на 13, 17, 19), отвертка, щуп для клапанов (0,25–0,30 мм).
  • Нож, ветошь, сжатый воздух для очистки.
  • Торцевая головка под болты ГБЦ.
Материалы:
  • Новая прокладка ГБЦ.
  • Моторное масло для смазки болтов.
  • Охлаждающая жидкость и трансмиссионное масло (при необходимости).
  • Графитовая паста (40% графита, 60% дизельного масла) для смазки прокладки.

Последствия ошибок и пропуска операций

Операция

Последствие ошибки/пропуска

Ущерб (руб)

Срок наступления

Подготовка

Грязь или старая прокладка вызовут утечку газов.

10,000–20,000

1–2 недели

Установка ГБЦ

Перекос ГБЦ или смещение прокладки нарушат герметичность.

15,000–30,000

При запуске

Затяжка болтов

Перетяжка/недотяг, нарушение схемы — пробой прокладки, трещины ГБЦ.

30,000–60,000

1–4 недели

Проверка и регулировка

Неправильные зазоры клапанов снизят мощность, утечки масла/антифриза.

20,000–40,000

1–6 месяцев

Итоговый ущерб: 75,000–150,000 руб (в зависимости от масштаба ошибок).

Общая сложность, время и обращение в сервис
Общая сложность: 3/5 (выполнимо в хозяйстве при наличии динамометрического ключа, но затяжка требует опыта).
Общее время: 2,5–3,5 часа (зависит от состояния резьбы и опыта).

Когда обращаться в сервис:
  • Если нет динамометрического ключа или опыта работы с ГБЦ.
  • При обнаружении трещин в ГБЦ или блоке цилиндров.
  • Если требуется фрезеровка привалочных поверхностей.
Для консультации или срочной помощи звоните: +7 953 071 5243 — реальный мастер ответит за 2 минуты!

Примечание: Моменты затяжки варьируются в источниках (150–170 Н·м до 200±10 Н·м). Рекомендуется использовать значения 170–190 Н·м для Д-240 и 190–210 Н·м для Д-243, с финальной проверкой на 200±10 Н·м, согласно большинству технических рекомендаций.
Перейдите на страницу "ОНЛАЙН ДИАГНОСТИКА МТЗ" опишите проблему и поможем.

так же сделали полезную инструкцию "Как не влететь на 500 000 руб. из-за скрытых поломок МТЗ — 100 симптомов, которые ты не замечаешь"

Если у Вас не получилось выполнить работу самостоятельно, пожалуйста, обратитесь в наш специализированный сервис.

Подпишитесь на нас в телеграмм тут и будьте в курсе!

Нужен ремонт? Обращайтесь
Даже, если вы не с Юга России, мы все равно поможем!
У нас много партнеров в регионах! Звоните и пишите!
КОНТАКТЫ

+7 953 071 5243
6898214@mail.ru



Мы всегда на связи и готовы помочь!
Наши площадки расположены в г.Тимашевск, ст.Каневской, г.Ставрополь (строится)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Навесное и прицепное оборудование для тракторов, которое может вам пригодится в дальнейшем, когда почините свой трактор.
Звоните нам
Нажимайте на номер телефона, звоните и мы ответим на все вопросы.
Made on
Tilda