Ремонт кулисы переключения передач МТЗ-82Кулиса (рычаг переключения передач) на тракторах МТЗ-82 часто выходит из строя из-за механических нагрузок и естественного износа. Рассмотрим полный процесс диагностики и ремонта.
1. Признаки неисправности кулисы- Затрудненное включение передач
- Самопроизвольное выключение скорости
- Люфт рычага переключения
- Металлический стук при движении
- Необходимость "ловить" передачи
2. Необходимые инструменты- Ключи на 12, 14, 17 мм
- Монтажная лопатка
- Молоток
- Новые втулки и шарниры
- Шприц для смазки
- Набор щупов
3. Демонтаж кулисы- Поставить трактор на ровную площадку
- Зафиксировать рычаг переключения в нейтральном положении
- Открутить крепление кулисы к корпусу КПП (4 болта М10)
- Снять тяги привода:
- Отсоединить нижний шарнир
- Вынуть пальцы крепления
- Аккуратно извлечь кулису из кабины
Узел | Норма | Критический износ |
Втулки рычага | Люфт ≤0,5 мм | ≥1,5 мм |
Шарниры тяг | Зазор ≤0,3 мм | ≥1,0 мм |
Вилка переключения | Толщина ≥8 мм | ≤6,5 мм |
Пружины фиксатора | Длина 60±2 мм | ≤55 мм |
4.2. Основные проблемы- Износ втулок (частая причина люфта)
- Разбитие шарниров тяг
- Деформация вилок переключения
- Ослабление пружин фиксатора
5. Ремонтные работы5.1. Замена втулок- Выпрессовать старые втулки (Ø22×28×30 мм)
- Очистить посадочные места
- Запрессовать новые втулки с помощью оправки
- Смазать Литолом-24
5.2. Восстановление тяг- Заменить шарниры (размер 12×24×10 мм)
- Обновить резиновые пыльники
- Отрегулировать длину тяг (515±5 мм)
5.3. Ремонт вилки переключения- Зачистить рабочие поверхности
- При износе более 30% - замена
- Проверить совпадение с пазами штоков КПП
6. Сборка и регулировка- Установить новые пружины фиксатора
- Собрать кулису в обратном порядке
- Отрегулировать ход рычага:
- Свободный ход 10-15 мм
- Полный ход 90-100 мм
- Затянуть крепления с моментом:
- Болты крепления: 45-50 Н·м
- Гайки шарниров: 25-30 Н·м
7. Проверка после ремонта- Включить все передачи поочередно
- Проверить четкость фиксации
- Убедиться в отсутствии самопроизвольного выключения
- Проверить уровень масла в КПП
8. Профилактика✅ Смазывать шарниры каждые 500 моточасов
✅ Своевременно менять масло в КПП
✅ Избегать резких переключений под нагрузкой
✅ Проверять крепления каждое ТО
Важно!При сильном износе посадочных мест в корпусе КПП потребуется:
- Наплавка металла
- Расточка под ремонтные втулки
- Замена корпуса кулисы (в крайнем случае)
Для качественного ремонта используйте только оригинальные запчасти/