Ремонт коробки передач (КПП) МТЗ-1221Коробка передач трактора МТЗ-1221 – механическая, с реверсом и понижающим редуктором.
Основные неисправности:
Неисправность | Возможные причины | Способы решения |
Затруднённое переключение передач | - Низкий уровень масла в КПП - Износ вилок переключения - Деформация тяг или рычагов переключения - Загрязнение масла | - Проверить и долить масло - Заменить вилки переключения - Отрегулировать или заменить тяги - Заменить масло и промыть систему |
Шум (гудение, стук) при работе КПП | - Износ подшипников валов - Ослабление креплений шестерён - Недостаточный уровень масла - Попадание металлической стружки в масло | - Заменить подшипники - Проверить и затянуть крепления шестерён - Долить масло до нормы - Слить масло, промыть КПП, заменить фильтры |
Самопроизвольное выключение передачи | - Износ фиксаторов или муфт переключения - Ослабление пружин фиксаторов - Неправильная регулировка механизма переключения | - Заменить изношенные муфты и фиксаторы - Установить новые пружины - Отрегулировать механизм переключения |
Течь масла из КПП | - Износ сальников валов - Повреждение прокладок картера - Ослабление болтов картера | - Заменить сальники - Установить новые прокладки - Подтянуть болты крепления |
Перегрев КПП | - Недостаточный уровень масла - Использование некачественного масла - Перегрузка трансмиссии | - Долить масло до нужного уровня - Залить рекомендованное масло - Избегать перегрузок, давать КПП остывать |
Не включается передача | - Поломка вилки переключения - Заклинивание шестерён - Повреждение синхронизаторов | - Заменить вилку переключения - Разобрать КПП, устранить заклинивание - Заменить синхронизаторы |
Вибрация при работе КПП | - Разбалансировка валов - Износ подвесных опор - Ослабление креплений КПП | - Проверить и отбалансировать валы - Заменить опоры - Подтянуть крепёжные болты |
Инструменты для разборки и сборки КПП
Инструмент | Назначение |
Набор гаечных ключей (рожковые, накидные, торцевые, 10–32 мм) | Откручивание болтов и гаек картера, крышек, креплений |
Головки с трещоткой (удлинители, карданы) | Удобный доступ к труднодоступным болтам |
Динамический ключ (моментный) | Затяжка ответственных соединений с нужным усилием |
Съёмник стопорных колец | Снятие стопорных колец валов и шестерён |
Съёмник подшипников (универсальный или специализированный) | Демонтаж подшипников без повреждений |
Съёмник сальников | Аккуратное извлечение сальников |
Молоток (резиновый, металлический) | Выбивание валов, шестерён (с использованием проставок) |
Монтажные лопатки | Разъединение стыков картера и крышек |
Специальный ключ для регулировки муфт | Настройка механизма переключения передач |
Струбцины | Фиксация деталей при сборке |
Рекомендации по работе с КПП МТЗ-1221✔ Перед разборкой – очистите корпус КПП от грязи, чтобы избежать попадания абразива внутрь.
✔ Маркируйте детали при разборке, чтобы не перепутать их при сборке.
✔ Используйте динамометрический ключ – перетяжка болтов приводит к деформации картера.
✔ Проверяйте зазоры в подшипниках и шестернях при сборке.
1. Демонтаж КПППодготовка:- Установить трактор на ровную площадку, затормозить.
- Слить масло из КПП (открутить сливную пробку).
- Отсоединить карданный вал, тяги переключения передач, тросы.
Снятие коробки передач:
- Открутить болты крепления КПП к двигателю и раме.
- Поддержать КПП снизу (использовать домкрат или подъемник).
- Аккуратно снять коробку, не повредив валы и сцепление.
2. Разборка КПП2.1. Снятие крышки и валов- Открутить болты крепления верхней крышки КПП.
- Извлечь рычаг переключения передач.
- Снять валы (первичный, вторичный, промежуточный).
2.2. Проверка шестерен и синхронизаторов- Осмотреть зубья шестерен на износ и сколы.
- Проверить синхронизаторы (износ конусов, блокирующих колец).
- Осмотреть вилки переключения (люфт, деформация).
2.3. Дефектовка подшипников и уплотнений- Проверить подшипники валов на люфт и шум.
- Осмотреть сальники и прокладки на предмет течи.
3. Замена изношенных деталей3.1. Шестерни и синхронизаторы- Заменить шестерни с поврежденными зубьями.
- Установить новые синхронизаторы при износе конусов.
3.2. Подшипники- Выпрессовать старые подшипники (съемником или прессом).
- Установить новые, предварительно нагрев до 80–100°C.
3.3. Уплотнения- Заменить сальники валов.
- Установить новую прокладку крышки КПП (с герметиком).
3.4. Вилки переключения- При деформации или износе – замена.
4. Сборка и регулировка- Установить валы и шестерни в корпус КПП.
- Отрегулировать зазор между шестернями (0,1–0,3 мм).
- Проверить ход вилок переключения (должен быть плавным).
- Затянуть болты крышки с моментом 50–70 Н·м.
5. Установка КПП на трактор- Совместить первичный вал КПП со сцеплением.
- Закрепить коробку болтами (90–110 Н·м).
- Подключить тяги переключения, тросы, карданный вал.
6. Проверка после ремонта- Заполнить КПП маслом (ТМ-5-18 или аналог, ~35 л).
- Запустить двигатель, проверить переключение всех передач.
- Убедиться в отсутствии посторонних шумов и течи масла.
Рекомендации по эксплуатации- После ремонта первые 20–30 часов избегайте перегрузок.
- Регулярно проверяйте уровень масла в КПП.
- При появлении шума или проблем с переключением – проведите диагностику.