ДЛЯ МЕХАНИКОВ СТО
Предназначение ремонтируемой деталиДифференциал заднего моста трактора МТЗ-82 предназначен для распределения крутящего момента между задними колесами, обеспечивая их вращение с разной скоростью при поворотах или движении по неровной поверхности. Он позволяет избежать пробуксовки колес, снижает износ шин и повышает управляемость трактора. Дифференциал состоит из корпуса, сателлитов, шестерен полуосей и подшипников, и является частью заднего моста.
Требования безопасности- Установите трактор на ровной горизонтальной поверхности, заблокируйте передние колеса противооткатными упорами.
- Выключите двигатель и снимите ключ из замка зажигания.
- Поддомкратьте заднюю часть трактора и установите надежные опоры (козлы), исключив риск падения.
- Используйте защитные перчатки и очки для защиты от масла, грязи и механических травм.
- Слейте масло из заднего моста в подготовленную емкость перед началом работ.
- Не работайте под трактором, опирающимся только на домкрат.
- Убедитесь, что трансмиссия находится в нейтральном положении.
Порядок действий для каждого этапа ремонтаЭтап 1. Подготовка- Убедитесь, что трактор зафиксирован, передние колеса заблокированы, а двигатель выключен.
- Поддомкратьте заднюю ось и установите опоры под мост.
- Слейте масло из заднего моста, открутив сливную пробку в нижней части корпуса.
- Снимите задние колеса и бортовые передачи с обеих сторон (см. инструкцию по снятию бортовых).
- Очистите зону вокруг корпуса дифференциала от грязи и пыли с помощью ветоши или щетки.
Важный момент: Проверьте состояние домкрата и опор — они должны выдерживать вес задней части трактора (около 2–2,5 тонн).
Этап 2. Демонтаж дифференциала- Отсоедините полуоси от шестерен дифференциала, сняв стопорные кольца или вынув их из шлицев.
- Открутите болты крепления крышки заднего моста, закрывающей доступ к дифференциалу.
- Снимите крышку и извлеките дифференциал в сборе из корпуса моста, аккуратно поддев его монтировкой.
- Очистите посадочное место в корпусе моста от остатков масла и грязи.
Важный момент: Отметьте положение дифференциала относительно корпуса для правильной установки при сборке.
Этап 3. Разборка и диагностика- Закрепите дифференциал в тисках с мягкими накладками, чтобы не повредить корпус.
- Открутите болты, соединяющие две половины корпуса дифференциала, и разберите его.
- Извлеките сателлиты, шестерни полуосей и оси сателлитов, сохраняя порядок деталей.
- Проверьте состояние шестерен (на износ зубьев, сколы), подшипников (на люфт, шум) и корпуса (на трещины).
Важный момент: Не используйте поврежденные шестерни или подшипники — это приведет к быстрому выходу дифференциала из строя.
Этап 4. Ремонт и сборка- Замените изношенные или поврежденные сателлиты, шестерни полуосей и подшипники.
- Очистите все детали от грязи и старой смазки с помощью растворителя и щетки.
- Смажьте шестерни и подшипники трансмиссионным маслом (например, ТАД-17) перед сборкой.
- Соберите дифференциал в обратной последовательности, затянув болты корпуса с указанным моментом.
Важный момент: Убедитесь, что сателлиты вращаются свободно, но без чрезмерного люфта.
Этап 5. Установка и регулировка- Установите дифференциал в корпус заднего моста, совместив метки, сделанные при демонтаже.
- Закрепите крышку заднего моста, затянув болты с нужным моментом в крестообразном порядке.
- Подсоедините полуоси, зафиксировав их стопорными кольцами.
- Отрегулируйте зазор между шестернями дифференциала и ведущей шестерней главной передачи (если требуется) с помощью регулировочных прокладок (зазор 0,15–0,30 мм).
- Залейте трансмиссионное масло в задний мост до уровня контрольной пробки.
Важный момент: Проверьте плавность вращения дифференциала вручную после установки.
Этап 6. Завершение и проверка- Установите бортовые передачи и задние колеса, затянув все крепления.
- Опустите трактор с домкрата, убрав опоры.
- Проведите тестовую поездку на низкой скорости, убедившись в отсутствии шума, вибрации или утечек масла.
- После 10–20 моточасов проверьте уровень масла и затяжку болтов.
Важный момент: При появлении посторонних звуков после сборки проверьте регулировку зазоров и состояние подшипников.
Возможные поломки и способы их решенияПоломка | Причина | Способ решения |
Шум или гул при движении | Износ шестерен или подшипников | Заменить изношенные шестерни и подшипники, отрегулировать зазоры |
Люфт в дифференциале | Износ сателлитов или осей | Заменить сателлиты и оси, проверить посадочные места |
Пробуксовка одного колеса | Заедание сателлитов | Очистить и смазать сателлиты, при износе заменить |
Утечка масла из-под крышки | Повреждение прокладки | Заменить прокладку, проверить привалочные поверхности |
Трещины в корпусе дифференциала | Ударная нагрузка, перегрузка | Заменить корпус дифференциала, проверить состояние главной передачи |
Инструменты, необходимые для ремонтаИнструмент | Назначение |
Набор гаечных ключей | Для снятия болтов и гаек |
Динамометрический ключ | Для точной затяжки крепежа |
Монтировка | Для извлечения дифференциала |
Тиски с мягкими накладками | Для фиксации дифференциала при разборке |
Съемник подшипников | Для демонтажа подшипников |
Щетка, растворитель | Для очистки деталей |
Емкость для масла | Для слива трансмиссионного масла |
Ветошь, смазка (ТАД-17) | Для очистки и смазки деталей |
Домкрат и опоры | Для подъема и фиксации трактора |
Щуп или линейка | Для проверки зазоров |
Моменты затяжек и регулировокЭлемент | Момент затяжки (Н·м) | Параметры регулировки |
Болты корпуса дифференциала | 70–80 | Равномерное затягивание крест-накрест |
Болты крышки заднего моста | 50–60 | Отсутствие утечек масла |
Зазор шестерен | Не применимо | 0,15–0,30 мм (регулировка прокладками) |
Применимость инструкцииИнструкция подходит для тракторов МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-80 с задним мостом стандартной конструкции (дифференциал без блокировки или с ручной блокировкой). Применима к моделям, выпущенным до и после 2020 года, так как конструкция дифференциала в базовых версиях осталась неизменной.
Часто задаваемые вопросы и ответыПочему слышен гул от заднего моста?- Вероятен износ шестерен или подшипников дифференциала. Разберите узел, замените изношенные детали и отрегулируйте зазоры.
Можно ли отремонтировать дифференциал без снятия бортовых?- Нет, для доступа к дифференциалу нужно снять бортовые передачи и полуоси.
Как часто нужно проверять дифференциал?- Проверку проводят каждые 1000 моточасов (ТО-2) или при появлении шума и люфта.
Что делать, если дифференциал не вынимается?- Обработайте стык проникающей смазкой, слегка постучите резиновым молотком и используйте монтировку для извлечения.