Ремонт цапфы заднего моста МТЗ-80 старого образцаЦапфа заднего моста трактора МТЗ-80 старого образца (с неразборным колесным редуктором) подвержена износу посадочных мест под подшипники и сальники.
Основные неисправности:- люфт колеса,
- течь масла,
- перегрев ступицы.
1. Демонтаж цапфы- Подготовка:
- Зафиксировать трактор на козлах.
- Снять колесо, открутить тормозной барабан.
- Слить масло из конечной передачи.
- Снятие ступицы:
- Открутить гайки крепления.
- Снять ступицу с помощью съемника (если прикипела – прогреть газовой горелкой).
- Демонтаж цапфы:
- Открутить болты крепления к кожуху полуоси.
- Аккуратно снять цапфу, не повредив посадочные поверхности.
2. Дефектовка и ремонт2.1. Проверка посадочных мест- Под подшипники – износ не более 0,05 мм.
- Под сальники – отсутствие задиров и канавок.
2.2. Восстановление цапфы- Наплавка и проточка:
- При значительном износе – наплавить поверхность и расточить до номинального размера.
- Допустимый ремонтный размер – +0,5 мм.
- Установка ремонтных втулок:
- При критическом износе запрессовать втулки с натягом 0,02–0,03 мм.
- Шлифовка поверхности под сальник:
- Устранить задиры абразивной шкуркой.
3. Замена подшипников и сальниковВыпрессовка старых подшипников:
- Использовать гидравлический пресс или съемник.
Установка новых подшипников:
- Нагреть до 80–100°C, запрессовать до упора.
Монтаж сальников:
- Смазать манжеты маслом, установить с помощью оправки.
4. Сборка и установкаНанесение герметика:
- Обработать привалочную плоскость цапфы и кожуха полуоси.
Затяжка крепежа:
- Болты кожуха полуоси – 120–140 Н·м.
- Гайки ступицы – 250–300 Н·м (с последующей проверкой люфта).
Заправка маслом:
- Залить масло ТАД-17 до контрольного отверстия.
5. Проверка после ремонта- Прокрутить колесо вручную – ход должен быть плавным.
- Проверить отсутствие течи через 30 минут работы.
- Контролировать нагрев ступицы (не более 70°C).
Рекомендации- Использовать только оригинальные подшипники (№ 7612, 7613).
- При частых течах – заменить сальник на армированный.
- При отсутствии оборудования для ремонта – заменить цапфу в сборе.